Проблема мощности: от 128 до 150 л.с.
С самого начала производства УАЗ Патриот и Симбир стало очевидно, что двигатель ЗМЗ 409 не обладает достаточной мощностью для комфортной эксплуатации как на асфальте, так и на бездорожье. Автор статьи делится личным опытом владения Патриотом 2012 года с мотором 128 л.с. На трассе мощности хватало, но на тяжелом бездорожье приходилось преодолевать препятствия только с разгона, поскольку двигатель глох при попытке ехать "внатяг". После рестайлинга УАЗ получил форсированный до 135 л.с. двигатель и другие передаточные числа, что улучшило внедорожные качества, но ухудшило поведение на трассе из-за высоких оборотов и расхода топлива.
В 2019 году ситуация изменилась с появлением УАЗа с шестиступенчатой АКПП и модернизированным двигателем ЗМЗ Pro мощностью 150 л.с. Это повысило комфорт и снизило расход топлива. Однако, по мнению автора, проехавшего 42 тысячи км, Патриоту необходимо не менее 200 лошадиных сил для полноценной эксплуатации.
Мой Патриот 2012, 128 л.с.
Забытый шедевр: двигатель ЗМЗ 301.10
Решение проблемы виделось в двигателе ЗМЗ 301.10 — V-образной шестерке объемом 3.2 литра, разработка которой велась в начале 2000-х. Это был прорывной для отечественного моторостроения проект.
Пермский край
Основные характеристики ЗМЗ 301.10:
- Конфигурация: 6 цилиндров, V-образное расположение.
- Рабочий объем: 3,2 литра.
- Мощность: 207 л.с. при 5500 об/мин.
- Крутящий момент: 284,5 Н·м при 4000 об/мин.
- Топливо: бензин АИ-95.
Двигатель имел чугунный блок, две 12-клапанные головки, шестеренчато-цепной привод ГРМ и другие современные для того времени решения. По удельным показателям он был на 11% экономичнее ЗМЗ Pro, а благодаря конструкции мог обладать значительно большим ресурсом.
https://www.drom.ru/info/misc/87557.html?ysclid=l22or6p7ns
Почему проект закрыли?
Несмотря на перспективность, проект ЗМЗ 301.10 был свернут. Основные причины:
- Провал целевых моделей. Двигатель разрабатывался для новых моделей ГАЗ (3111, «Атаман»), продажи которых оказались ничтожными. Новый собственник ГАЗа свернул эти проекты.
- Экономическая нецелесообразность. Рынок для такого двигателя сузился. Его установка на коммерческий транспорт (ГАЗель) была невыгодна из-за высокой стоимости обслуживания, а для легковых машин (УАЗ) вела к резкому росту транспортного налога.
- Репутационные риски. У ЗМЗ уже был негативный опыт с сырым дизелем ЗМЗ 51432. Запуск нового сложного двигателя казался рискованным.
ГАЗ-2308 «Атаман»
ГАЗ-3106 «Атаман-II»
Экономический расчет: почему V6 невыгоден
Автор приводит модельный расчет, показывающий, что даже в идеальных условиях проект двигателя V6 имел бы крайне длительный срок окупаемости — десятки лет. Это делает его непривлекательным для инвестиций, особенно с учетом необходимости доработки других узлов автомобиля под возросшую мощность.
Кадр из х/ф "Брат-2"
Что вместо V6? Будущее — за турбомоторами
Тренды и экономическая логика указывают на другое направление. В замороженном проекте «Русского Прадо» предполагалось использование не атмосферных V6, а более компактных и современных турбированных двигателей на базе блока ЗМЗ 406. Это соответствует мировым тенденциям и требует меньших инвестиций.
"Русский Прадо", холст, масло
Таким образом, мощный атмосферный V6 для УАЗа и Волги, о котором мечтают многие энтузиасты, в современных реалиях — это экономически неоправданный анахронизм. Будущее, скорее всего, за меньшим объемом, турбонаддувом и, возможно, гибридными технологиями.
А вы купили бы УАЗ Патриот с двигателем V6 3.2 литра?
Поддержать блог: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: V6 для Волги и уаза, который мы заслужили - где он, блин?!.

