Забытый V6 для УАЗ и Волги: почему мощный двигатель ЗМЗ 301 так и не появился на конвейере

Проблема мощности: от 128 до 150 л.с.

С самого начала производства УАЗ Патриот и Симбир стало очевидно, что двигатель ЗМЗ 409 не обладает достаточной мощностью для комфортной эксплуатации как на асфальте, так и на бездорожье. Автор статьи делится личным опытом владения Патриотом 2012 года с мотором 128 л.с. На трассе мощности хватало, но на тяжелом бездорожье приходилось преодолевать препятствия только с разгона, поскольку двигатель глох при попытке ехать "внатяг". После рестайлинга УАЗ получил форсированный до 135 л.с. двигатель и другие передаточные числа, что улучшило внедорожные качества, но ухудшило поведение на трассе из-за высоких оборотов и расхода топлива.

В 2019 году ситуация изменилась с появлением УАЗа с шестиступенчатой АКПП и модернизированным двигателем ЗМЗ Pro мощностью 150 л.с. Это повысило комфорт и снизило расход топлива. Однако, по мнению автора, проехавшего 42 тысячи км, Патриоту необходимо не менее 200 лошадиных сил для полноценной эксплуатации.

Мой Патриот 2012, 128 л.с.

Забытый шедевр: двигатель ЗМЗ 301.10

Решение проблемы виделось в двигателе ЗМЗ 301.10 — V-образной шестерке объемом 3.2 литра, разработка которой велась в начале 2000-х. Это был прорывной для отечественного моторостроения проект.

Пермский край

Основные характеристики ЗМЗ 301.10:

  • Конфигурация: 6 цилиндров, V-образное расположение.
  • Рабочий объем: 3,2 литра.
  • Мощность: 207 л.с. при 5500 об/мин.
  • Крутящий момент: 284,5 Н·м при 4000 об/мин.
  • Топливо: бензин АИ-95.

Двигатель имел чугунный блок, две 12-клапанные головки, шестеренчато-цепной привод ГРМ и другие современные для того времени решения. По удельным показателям он был на 11% экономичнее ЗМЗ Pro, а благодаря конструкции мог обладать значительно большим ресурсом.

https://www.drom.ru/info/misc/87557.html?ysclid=l22or6p7ns

Почему проект закрыли?

Несмотря на перспективность, проект ЗМЗ 301.10 был свернут. Основные причины:

  1. Провал целевых моделей. Двигатель разрабатывался для новых моделей ГАЗ (3111, «Атаман»), продажи которых оказались ничтожными. Новый собственник ГАЗа свернул эти проекты.
  2. Экономическая нецелесообразность. Рынок для такого двигателя сузился. Его установка на коммерческий транспорт (ГАЗель) была невыгодна из-за высокой стоимости обслуживания, а для легковых машин (УАЗ) вела к резкому росту транспортного налога.
  3. Репутационные риски. У ЗМЗ уже был негативный опыт с сырым дизелем ЗМЗ 51432. Запуск нового сложного двигателя казался рискованным.

ГАЗ-2308 «Атаман»

ГАЗ-3106 «Атаман-II»

Экономический расчет: почему V6 невыгоден

Автор приводит модельный расчет, показывающий, что даже в идеальных условиях проект двигателя V6 имел бы крайне длительный срок окупаемости — десятки лет. Это делает его непривлекательным для инвестиций, особенно с учетом необходимости доработки других узлов автомобиля под возросшую мощность.

Кадр из х/ф "Брат-2"

Что вместо V6? Будущее — за турбомоторами

Тренды и экономическая логика указывают на другое направление. В замороженном проекте «Русского Прадо» предполагалось использование не атмосферных V6, а более компактных и современных турбированных двигателей на базе блока ЗМЗ 406. Это соответствует мировым тенденциям и требует меньших инвестиций.

"Русский Прадо", холст, масло

Таким образом, мощный атмосферный V6 для УАЗа и Волги, о котором мечтают многие энтузиасты, в современных реалиях — это экономически неоправданный анахронизм. Будущее, скорее всего, за меньшим объемом, турбонаддувом и, возможно, гибридными технологиями.

А вы купили бы УАЗ Патриот с двигателем V6 3.2 литра?

Поддержать блог: https://yoomoney.ru/to/410011274680307

Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor

Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: V6 для Волги и уаза, который мы заслужили - где он, блин?!.