Испытание в песках: как «Нивы» за 20 часов покорили 750 км Каракумов

В год 45-летия с начала производства легендарного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива» стоит вспомнить одну из самых ярких страниц его истории — автопробег по пустыне Каракумы в 1977 году. Организованный журналом «За рулём» и Волжским автозаводом, этот экстремальный маршрут был приурочен к 60-летию советского автопрома и повторил путь первопроходцев 1933 года. Эта история — о людях, машинах и беспрецедентном испытании на прочность в сердце одной из самых суровых пустынь мира.

Два автомобиля ВАЗ-2121 "Нива" участвовали в пробеге Москва-Каракумы-Москва в 1977 году. Адрес иллюстрации: https://i-a.d-cd.net/1f5639es-960.jpg

Экипаж и техника: подготовка к подвигу

В экспедицию отправились четыре автомобиля: две серийные «ВАЗ-2106» (выпуска 1976 года) с прицепами «Скиф» из Перми и две новейшие «Нивы», сошедшие с конвейера всего за несколько месяцев до старта — в апреле 1977-го. Все машины были оснащены штатными 1.6-литровыми двигателями, но прошли тщательную подготовку на заводе-изготовителе. Инженеры ВАЗа проверили каждый узел, укрепили крепления, установили рации для связи, дополнили комплектацию запасом топлива в канистрах, специальным инструментом для полевого ремонта, а также туристическим снаряжением для приготовления пищи и организации ночлега в полевых условиях.

Состав каракумской экспедиции. Адрес иллюстрации: журнал "За рулём" 9/1977.

Логистика была продумана до мелочей: для обслуживания на маршруте заручились поддержкой сети станций технического обслуживания, согласовали сопровождение с автомобилями ГАИ и договорились с ДОСААФ о предоставлении мест для ночлега на пунктах остановки. Это должно было обеспечить базовый тыл в ходе сложного путешествия.

Маршрут: дорога памяти и новые вызовы

Основной путь в точности повторял трассу исторического пробега 1933 года, но с несколькими символичными отклонениями. Одним из них стал визит в Тольятти — молодой автомобильную столицу СССР, средний возраст жителей которой тогда составлял всего 30 лет. Этот город олицетворял будущее отечественного автопрома.

Маршрут пробега 1977 года. Адрес иллюстрации: https://Za_rulem_1977_09%20.pdf

«Шестёрки» с прицепами шли по усовершенствованным дорогам, что, впрочем, не делало их путь лёгким: тяжело гружённые прицепы, палящее солнце (температура доходила до +50°C), горные серпантины и разрежённый воздух высокогорья — всё это было серьёзным испытанием для серийных легковушек.

Бросок в пустыню: разделение экспедиции

До Бухары колонна двигалась единым составом. Однако далее пути разошлись: «ВАЗ-2106» с прицепами продолжили движение по относительно цивилизованному маршруту через Ашхабад к Красноводску (ныне Туркменбаши) на берегу Каспия. А две «Нивы» получили главную и самую опасную задачу — напрямую пересечь пустыню Каракумы. Стартовой точкой для этого броска стал посёлок Газли, где в те годы велось активное освоение крупного газового месторождения.

Для съёмки "на ходу" оператора привязывали к багажнику, установленному на крыше "Нивы". Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Первая попытка штурма пустыни закончилась неудачей и показала, что без опытного проводника здесь не обойтись. Экспедиции пришлось вернуться к газовикам, чтобы найти знатоков местности. Ими стали двое: один — организатор-посредник, другой — местный чабан, знавший Каракумы как свои пять пальцев.

Обратите внимание: Присмотрел забытый немецкий внедорожник 4х4, который отличается своей надежностью и простотой, а ресурс мотора 500 тыс. Км.

Сквозь пекло: 20 часов экстрима

Восемь человек на двух перегруженных «Нивах» вновь двинулись в пустыню. Загрузка была такой, что одному из участников, В.А. Котлярову, пришлось преодолевать весь путь лёжа на канистрах с бензином и дополнительном баке. Пустыня, казалось бы, испещрена следами, но только проводник мог безошибочно выбрать единственную верную тропу среди барханов, солончаков и каменных россыпей.

Развалины некогда могучей крепости на Устьюрте. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Навигационные навыки проводника спасли экспедицию не раз. Он буквально чувствовал ландшафт, вовремя останавливая машины в нескольких метрах от невидимого обрыва древнего русла Амударьи. Дорога представляла собой чередование твёрдых каменистых участков, засохшей глины и так называемых «пухляков» — областей, покрытых многометровым слоем мелкой пыли, которая поднималась тучами, проникая во все щели машин и одежды людей.

Места, именуемые "пухляками" покрыты слоем пыли, которую поднимается машиной и проникает везде. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Главной опасностью были скрытые под пылью острые сучья пустынных кустарников — «саксаула», которые протыкали колёса как гвозди. Запаски быстро закончились, и каждый новый прокол грозил долгим и изнурительным ремонтом в условиях адской жары. К счастью, на последних шинах удалось дотянуть до конца пустынного участка.

Замена колеса в пустыне та ещё мука. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Остановки были краткими и только по необходимости: для замены колёс, перекуса и пополнения запасов воды. Отсутствие кондиционеров означало, что экипаж делил с машинами все тяготы: изнуряющая жара, вездесущая пыль, обжигающий на солнце металл. Некоторые участники падали в обморок, другие получали ожоги от раскалённого инструмента.

Итог этого беспрецедентного марафона впечатляет: 750 километров бездорожья, песков и жары были преодолены за 20 часов непрерывного движения. После Каракумов был Каспий, переправа, Кавказ, Донбасс и, наконец, возвращение в Москву. Общий пробег составил 9,5 тысяч километров. Этот подвиг людей и машин стал ярчайшим доказательством надёжности и выдающихся внедорожных качеств советской «Нивы», автомобиля, который только начинал свой путь к мировой славе.

Вас может заинтересовать:

Как создавали длинную Ниву? 3 её наиболее востребованных варианта

Почему советская Нива остаётся востребованным автомобилем в наше время. Нашёл 5 причин её популярности и понял в чём моя выгода

Изучил ТОП-6 автомобилей АвтоВАЗа, проданных в 21 году. Каждая 5-я легковушка в России вазовская, сделал оптимистический вывод

Источники информации: журналы "За рулём" 09, 10, 11/1977, Каракумский зной. Вижу цель. Записки командора (https://biography.wikireading.ru/274693)

#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #факты #автомобили #внедорожник

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: 45 лет назад советские «Нивы» по Каракумам прошли 750 километров за 20 часов и доказали свою надёжность.