Внедорожник

45 лет назад советские «Нивы» по Каракумам прошли 750 километров за 20 часов и доказали свою надёжность

В год 45-летия постановки на конвейер «Нивы» вспомнил прогремевшую на всю страну новость: «ВАЗ и «За рулём» организуют автопробег в Каракумы». Экспедицию посвятили 60-тилетию советского автопрома и 44-й годовщине первого советского пробега по этому маршруту. В настоящей публикации читайте о людях и машинах, покоривших пустыню.

Два автомобиля ВАЗ-2121 "Нива" участвовали в пробеге Москва-Каракумы-Москва в 1977 году. Адрес иллюстрации: https://i-a.d-cd.net/1f5639es-960.jpg

Какие машины отправили в пробег, кто их вёл и сопровождал?

Две серийные «шестёрки» (начало конвейерного выпуска 76-й год) с пермскими прицепами «Скиф» и две «Нивы» (начало выпуска 05.04.77). Моторы на машинах серийные, объёмом 1,6 л. Автомобилям испытатели ВАЗа сделали серьёзную подготовку. Проверили узлы и крепёж, установили рацию, оснастили канистрами для топлива, набором инструментов для срочного ремонта, туристским снаряжением для подготовки пищи и ночлега.

Состав каракумской экспедиции. Адрес иллюстрации: журнал "За рулём" 9/1977.

Обслуживание машин на маршруте, предполагали проводить силами сети СТО за счёт УГК ВАЗа, для чего обзавелись соответствующей бумагой. Согласовали сопровождение на дорогах автомобилями ГАИ. Оговорили с ДОСААФ условия ночлега участников пробега в местах остановок.

Маршрут побега.

Маршрут полностью соответствовал пройденному советскими автомобилями в 33-м году. Сделали несколько исключений, связанных с посещением тех мест, которых не было на заре Советской власти. Одно их них Тольятти – автомобильная столица СССР. Средний возраст её жителей 30 лет. Основная задача – изготовление лучших в Союзе «легковушек».

Маршрут пробега 1977 года. Адрес иллюстрации: https://Za_rulem_1977_09%20.pdf

Для «шестёрок» и «Скифов» сделали исключение. Они не преодолевали дикие места Каракумов, а двигались по усовершенствованным дорогам. Такие дороги тоже имели свои трудности: дополнительная нагрузка в виде прицепа, жара до 50 градусов, горные серпантины, высокогорный разрежённый воздух.

Как люди на «Нивах» покоряли Каракумы?

Все дорожные участки маршрута имели свои особенности и лишения, но проходили в освоенных людьми районах, терпимых температурных условиях, с гостиницами на ночёвках. Переход через Каракумы – это сплошной экстрим в дикой не пригодной для жизни пустыне, в которой можно надеяться только на свои силы.

Для съёмки "на ходу" оператора привязывали к багажнику, установленному на крыше "Нивы". Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Экспедиция разделилась в Бухаре. «Шестёрки» с прицепами продолжили пробег по дороге через Ашхабад к прикаспийскому Красноводску (сейчас Туркменбаши). Нивы двинулись в пустыню до городка Газли. Здесь начинали освоение крупного газового месторождения, и был старт «Нив» в пустыню Каракумы.

Пустыня не сразу поддалась людям на «Нивах». Первая попытка оказалась драматически неудачной и убедила в необходимости иметь опытного проводника.

Обратите внимание: Присмотрел забытый немецкий внедорожник 4х4, который отличается своей надежностью и простотой, а ресурс мотора 500 тыс. Км.

Пришлось вернуться к газовикам, пережить неудачу, найти проводников. Их оказалось двое: один посредник, другой чабан, знающий пустыню «как свои пальцы».

Развалины некогда могучей крепости на Устьюрте. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Восемь человек на двух «Нивах» отправились покорять Каракумы повторно. В качестве иллюстрации загрузки машин можно отметить такой факт, что Котлярову В.А. пришлось ехать лёжа на канистрах и баке с бензином все 750 км пути. Пустыня испещрена следами прошедших людей, телег и машин, но надо знать путь, ведущий в нужном направлении.

Проводник чувствовал пустыню, как птица чувствует, как надо лететь на юг. Он остановил машины в нескольких метрах от многометрового обрыва древнего русла Амударьи, хотя его никто не видел. Точно указал кратчайшее направление движения, огибая опасные места. Пыль, удары камней по днищу машин, жара и жажда сопровождали людей и машины на протяжении всего пути.

Места, именуемые "пухляками" покрыты слоем пыли, которую поднимается машиной и проникает везде. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Направились к озеру Сарыкамыш, которое протянулось в пустыне на 300 км языком в 20 км шириной. Поверхность пустыни оказалась сложена из камней, засохшей глины, местами всё это было покрыто огромным слоем пыли и называлось «пухляк».

Опасность представляли скрытые пылью ветки и сучья пустынных кустарников, которые пробивали колесо как болт. Запаски закончились, следующий пробой грозил длительной остановкой для ручной разбортовки шин и заклеивания камеры. К счастью, этим заниматься не пришлось.

Замена колеса в пустыне та ещё мука. Адрес иллюстрации: https://biography.wikireading.ru/274693

Остановки делали только для замены колёс, кратковременных «перекусов» и пополнения запасов воды. В машинах не было кондиционеров, поэтому люди испытывали те же невзгоды, что и машины. Всех «доставал» песок, пыль и жажда. Некоторые падали в обморок от жары, другие обжигали руки раскалившимся на солнце инструментом при замене колёс.

Люди на «Нивах» преодолели 750 километров раскалённых Каракумов за 20 часов. Дальше была переправа на пароме через Каспий, Кавказ, Кубань, Донбасс и возвращение в столицу. Люди преодолели все трудности месячного пробега длиной в 9,5 тысячи километров и подтвердили, что могут делать надёжные машины для постоянно развивающейся страны.

Вас может заинтересовать:

Как создавали длинную Ниву? 3 её наиболее востребованных варианта

Почему советская Нива остаётся востребованным автомобилем в наше время. Нашёл 5 причин её популярности и понял в чём моя выгода

Изучил ТОП-6 автомобилей АвтоВАЗа, проданных в 21 году. Каждая 5-я легковушка в России вазовская, сделал оптимистический вывод

Источники информации: журналы "За рулём" 09, 10, 11/1977, Каракумский зной. Вижу цель. Записки командора (https://biography.wikireading.ru/274693)

#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #факты #автомобили #внедорожник

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: 45 лет назад советские «Нивы» по Каракумам прошли 750 километров за 20 часов и доказали свою надёжность.

×
закрыть