ГАЗ-3105: несбывшаяся мечта советского автопрома о флагманском седане

К концу 1970-х годов на Горьковском автозаводе стало очевидно, что семейство «Волг» на базе ГАЗ-24, несмотря на все модернизации, морально устаревает и требует принципиально новой замены. Даже появившийся позднее представительский ГАЗ-3102, хотя и выглядел солиднее, по сути, был глубокой эволюцией старой платформы, а не прорывом.

Дизайн классической «Волги» был лаконичным и выдержанным, но уже не соответствовал мировым трендам.

Амбициозный проект нового поколения

В начале 1980-х конструкторы ГАЗа задумали создать автомобиль, который занял бы нишу между массовой «Волгой» и роскошной «Чайкой». Расчёт был на государственный заказ для партийной и министерской номенклатуры, что гарантировало бы финансирование. Новый флагман, получивший индекс ГАЗ-3105, задумывался как концентрация передовых технологий: постоянный полный привод, полностью независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колёсах с АБС и абсолютно новый силовой агрегат.

Сердцем машины стал специально разработанный V-образный 8-цилиндровый двигатель объёмом 3,4 литра. Конструктивно он был новаторским для СССР: в нём использовались решения от двигателя ВАЗ-2108, включая параметры поршневой группы. Двигатель имел чугунный блок, алюминиевые головки, гидрокомпенсаторы в приводе клапанов и цепной ГРМ.

Двигатель V8 объемом 3,4 литра был специально разработан для новой «Волги» и стал вершиной инженерной мысли ГАЗа.

Для этого мотора предусматривались две системы питания. В карбюраторном варианте (с отечественными К-114 или импортными «Пирбург»/«Солекс») он выдавал 166 л.с. Более совершенная система распределённого впрыска топлива поднимала мощность до 170 л.с. при крутящем моменте 265 Н·м. По меркам второй половины 1980-х эти показатели выглядели весьма достойно даже на международном фоне.

Первый прототип, так называемый «мул» на шасси ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-406, собрали в 1986 году. К концу 1987-го было готово уже четыре ходовых опытных образца новой модели.

Ранний прототип ГАЗ-3105 с раздвоенными боковыми окнами, от которых позже отказались.

Дизайн и конструкция: шаг в будущее

Новый седан длиной 5,05 метра с увеличенной колёсной базой (2870 мм) отличался гармоничным и современным для своего времени дизайном, разработанным под руководством Игоря Безродных. Автомобиль органично вписывался в мировые тенденции 1980-х, хотя и не претендовал на лидерство в стиле. От первоначальной идеи с раздельными стёклами в дверях быстро отказались в пользу цельных.

Салон ГАЗ-3105 был полностью новым. Его эргономика и стилистические элементы позже частично перекочевали в серийную «Волгу» ГАЗ-3110. Интересно, что первые прототипы временно использовали интерьерные детали от шведского Saab 9000.

При создании «пятёрки» инженеры ГАЗа внимательно изучали лучшие зарубежные аналоги: Ford Sierra, Lancia Thema и Audi 100. Немецкий Audi 100 (C3) был наиболее близок по компоновке с продольным расположением двигателя и полным приводом, но на этом сходство в основном заканчивалось.

По меркам 1980-х годов салон ГАЗ-3105 выглядел очень богато и элегантно, обещая высочайший уровень комфорта.

Технические решения, применённые в ГАЗ-3105, были революционными для отечественного автопрома. Автомобиль получил постоянный полный привод с блокируемым из салона межосевым дифференциалом. Пятиступенчатая механическая коробка передач имела полый выходной вал для привода на переднюю ось. Для такой машина идеально подходил «автомат», но из-за планируемого мелкосерийного производства от этой дорогой идеи отказались.

Тормозная система с вентилируемыми дисками спереди и АБС также была разработана с нуля. Впервые в истории ГАЗа автомобиль получил переднюю подвеску типа «МакФерсон» и реечное рулевое управление. Задняя подвеска была независимой. Конструкторы даже экспериментировали с гидропневматической подвеской, но в итоге остановились на более традиционных и надёжных решениях.

Полноприводный ГАЗ-3105 оснащался полностью независимой подвеской и блокировкой дифференциала, что обещало выдающиеся ходовые качества.

Крах амбиций в новой реальности

Изначально на базе платформы ГАЗ-3105 планировали создать целое семейство, включая более доступные задне- и переднеприводные версии. Полноприводная «Волга» с рядным двигателем могла бы стать достойным преемником стареющего модельного ряда. Однако основные усилия и инвестиции были сконцентрированы на представительском седане для элиты. Отмена производства «Чайки» (ГАЗ-14) в 1989 году вселила в руководство завода надежду на скорый запуск ГАЗ-3105. В прессе появились восторженные публикации о новом советском флагмане.

Провал на рынке

Официальный старт производства был объявлен в 1992 году, но машины собирались практически штучно. Планируемый объём — 250 автомобилей в год — оказался нереальным. Цена в 80 000 долларов была сопоставима со стоимостью новых BMW 7 серии, что делало «Волгу» неконкурентоспособной. Государственные структуры, на которые рассчитывали, в начале 1990-х уже предпочитали проверенные иномарки. Никто не хотел вкладываться в дорогостоящее расширение производства для снижения себестоимости.

Вариант ГАЗ-3105, запущенный в производство в 1992 году, уже не мог конкурировать с хлынувшими на рынок иномарками.

Производство тихо свернули в 1996 году, выпустив всего 55 седанов. Новаторский для СССР проект оказался нежизнеспособным в новых рыночных условиях. Сегодня ГАЗ-3105 — это горький символ несбывшихся надежд и желанный экземпляр для коллекционеров, ценящих уникальные и неудавшиеся автомобили. Его история — это история смелой инженерной мысли, настигнутой суровой экономической и политической реальностью.

Источник

Моторная техника Изобретения Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги».