Внедорожник

V6 для Волги и уаза, который мы заслужили - где он, блин?!

С самых первых дней выпуска Симбира и Патриота было ясно, что мощности двигателя ЗМЗ 409 недостаточно для сколько-нибудь комфортного использования этих автомобилей на асфальте и на бездорожье.

Под каждым словом я могу поставить личную подпись, поскольку владел Патриотом 2012 года выпуска. Под капотом того автомобиля в поте лица трудился ЗМЗ 409 мощностью в 128 лошадей, раздаточная коробка была косозубая с механическим управлением и передаточным числом 1,94, главные пары в мостах - так называемые "скоростные" с передаточным числом 4.11.

С одной стороны, мощности и эластичности двигателя хватало, чтобы валить по трассе 100 км/час на пятой передаче на 2400 оборотах в минуту, с другой - на тяжелом бездорожье приходилось преодолевать препятствия исключительно сходу (как на Ниве). Даже на пониженной передаче мотор глох при попытках ехать "внатяг", трогаться приходилось с разгазовкой, бросая сцепление. Сцепление горело, воняло, автомобиль зарывался и в целом было грустненько.

Мой Патриот 2012, 128 л.с.

После очередного рестайлинга УАЗ получил ЗМЗ 409, форсированный до 135 лошадей, корейскую раздаточную коробку Dymos с передаточным отношением 2,56, "дизельные" пары с передаточным отношением 4,625. На бездорожье стало повеселее, а вот на трассе, наоборот, невозможно: уже на скорости в 100 км/час двигатель орет на 3000 оборотах в минуту, бензин летит в трубу со страшным свистом, и ехать никуда уже не хочется.

В поисках оптимальной конфигурации в 2019 году завод выкатил долгожданный УАЗ с шестиступенчатой АКПП. Автомобилю дали глубоко модернизированный 409-й двигатель (ЗМЗ Pro) мощностью 150 кобыл и смещенным в зону низких оборотов пиком крутящего момента, а также раздаточную коробку Divgi Warner с передаточным отношением 2,48. Главные пары остались "дизельными", но благодаря наличию в АКПП шестой передачи и более высокой эластичности мотора крейсерская скорость автомобиля выросла до 110 км/час, а расход топлива при этом снизился с 11 до 9,5 литров на 100 км (замеряно по бортовому компьютеру).

Пермский край

В сравнении с моим старым Патром новый показался иномаркой, и я его умело купил. Потом, конечно, вылезли различные косяки, вроде откровенно неудачного переднего моста открытого типа, но в целом автомобиль удается поддерживать в состоянии летной годности и даже использовать для того, для чего он и покупался - для путешествий.

Где-то в Крыму

Однако, мощи, как известно, мало не бывает, и сейчас, проехав 42 тысячи на ЗМЗ Pro, я могу сказать, что Патриоту нужно 200 лошадей и никак не меньше.

Конечно, можно форсировать ЗМЗ Pro и в полугаражных условиях, просто установив на него турбину, но это не имеет смысла, поскольку:

  • это дорого;
  • блок 2,7 имеет достаточно тонкие стенки цилиндров, значит, давление наддува придется существенно ограничивать - иначе блок быстро деформируется и привет, новый мотор.

Недавно, кстати, я делал подробный пост про самый бесполезный и даже вредный тюнинг Патриота, почитайте, хуже не станет.

Однако, вроде бы есть решение - в начале 2000-х годов Заволжский моторный завод не на шутку работал над прорывным для отечественного моторостроения двигателем - V-образной шестеркой объемом 3.2 литра. И даже сделал несколько опытных образцов, которые были направлены на испытания

Итак, вот он - ЗМЗ 301.10.

https://www.drom.ru/info/misc/87557.html?ysclid=l22or6p7ns

Немного сухих цифр:

  • число цилиндров: 6;
  • рабочий объем: 3,2 литра;
  • степень сжатия: 9,5;
  • номинальная мощность (брутто) при частоте вращения коленвала 5500 мин-1 - 152,2 кВт (207 лошадиных сил);
  • максимальный крутящий момент (брутто) при частоте вращения коленвала 4000 мин-1- 284,5 Н.м (29Кгс.м);
  • масса: 225 кг;
  • топливо: бензин АИ-95.

Размеры этого двигателя примерно соответствуют размерам нашего старого знакомого ЗМЗ 406 - расстояние между центрами цилиндров равно 106 мм. Степень унификации с прародителем удалось довести до 36%, в первую очередь, за счет деталей шатунно-поршневой группы. Диаметр цилиндров у ЗМЗ 301.10 и ЗМЗ 406 одинаков и составляет 92 мм, но ход поршня у первого меньше — 80 мм вместо 86.

При этом ЗМЗ 310.10 имеет оригинальный чугунный блок цилиндров с развалом 90 градусов, две 12-клапанные головки, шестеренчато-цепной привод ГРМ с одной цепью (на ЗМЗ 406, 409 и Pro, напомню, в приводе две цепи), кованый стальной коленвал, двухстеночные выпускные коллекторы, индивидуальные катушки зажигания, гидравлические толкатели клапанов и натяжитель цепи.

https://www.drom.ru/info/misc/87557.html?ysclid=l22or6p7ns

Что интересно - по удельному расходу топлива V6 ЗМЗ 301.10 на 11% экономичнее, чем 2,7 литровый ЗМЗ Pro. Расход у первого - 185 г/л.с.ч., у второго - 204,8 г/л.с.ч. Уверен, аналогичную ситуацию мы увидели бы и в мощностных режимах - ЗМЗ Pro кушает-то хорошо, только вот этот корм идет не в коня по большей части. Таким образом, V6 решил бы сразу две проблемы - топливной экономичности и низкой энерговооруженности Патриота.

Кроме того, очевидно, что у V6 был бы значительно бОльший ресурс. Этому способствуют как чугунный блок, так и более низкая степень сжатия (9,5 против 9,8 у ЗМЗ Pro), так и меньшая нагрузка на цилиндр. И если науки известны 409-е моторы, которые отпахали без капиталки по 400 тысяч километров, то 301-е двигатели могли бы легко ходить и 600, а то и 700 тысяч километров.

К случаю напомню, что мы тут пытаемся узнать реальный ресурс ЗМЗ Pro - я же хочу проехать миллион на своей машине. Поэтому смело подписывайтесь и следите за ходом этого волюнтаристского эксперимента.

Но вернемся к ЗМЗ 310.10.

При разработке двигателя закладывалась возможность его последующей модернизации до норм Евро-5, предполагались внедрение механизма изменения фаз газораспределения (это, кстати, еще на 406 моторе хотели сделать), регулируемого впуска, непосредственного впрыска топлива, увеличения рабочего объема до 3,43 литров, установка турбонаддува.

Но все эти прекрасные планы и воздушные замки разбились о суровую российскую действительность.

Во-первых, продажи новой Волги ГАЗ 3111, для которой готовили шестерку, с треском провалились. До 2002 года было сделано и продано всего 417 машин. Правда, они продавались с 405-м двигателем, но и с ним они стоили, как крыло от самолета и относительно свежие иномарки - и народ начал пересаживаться на них.

Эти успехи заставили нового собственника ГАЗа - Олега Дерипаску - ну того, который сейчас топит за предпринимательские свободы и в целом за все хорошее против всего плохого, свернуть не только производство ГАЗ 3111, но и работы по другим проектам - ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106 «Атаман-II» - для которых в том числе строили ЗМЗ 301.10.

ГАЗ-2308 «Атаман»

#уаз #уаз патриот #авто  #оффроад #4x4 #путешествия #тюнинг #внедорожники #импортозамещение

ГАЗ-3106 «Атаман-II»

Без этих моделей рынок ЗМЗ 310.10 сузился настолько, что проект прикрыли.

А почему, скажете вы, было не поставить его в ГАЗель, не говоря уже о Симбире с Патриотом?

Полагаю, причины кроются в следующем.

Если мы говорим про легковые машины - их не стали бы брать из-за налога и низкого качества. С действующей сеткой, скажем, в Свердловской области легковые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. включительно облагаются налогом в 9,4 рубля с лошадиной силы, от 150 до 200 л.с. включительно - 32,7 рубля, от 200 до 250 л.с. включительно - уже 46,6 рублей.

https://zen.yandex.ru/media/id/5d11475f9b067b00ae300369/rem-vstavka-ili-kuzovnaia-panel-chto-luchshe-dlia-remonta-gazeli-5fad98d0c3975f5b3db61c4c

И если сейчас за свой Патриот с ЗМЗ Pro 150 л.с. я плачу 1410 рублей в год, то за Патриот с ЗМЗ 301.10 207 л.с. я платил бы 10 267 рублей в год.

Ну ладно - я готов с этим мириться в пользу существенно лучших характеристик автомобиля.

Обратите внимание: Нашёл надёжный внедорожник, который не хуже Toyota Land Cruiser 200, но при этом раза в два дешевле.

И то, пока он стоит дешевле свежих иномарок. А кто еще? Есть ли люди, готовые купить себе изначально более дорогой Патриот V6 3,2L (звучит, а?) и затем платить налога в 10 раз больше? Или эти люди купят себе иномарку, как это уже было в начале 2000-х?

Конечно, в случае с коммерческим транспортом ставки вроде бы выглядят не так страшно, но там на первый план выходит стоимость ремонта и обслуживания - все же пилить 4 цилиндра и одну ГБЦ (а мы все прекрасно знаем культуру производства и качество изделий ЗМЗ) сильно дешевле, чем 6 цилиндров и две ГБЦ. Да и зачем той же ГАЗели легковая динамика? Ей надо грузы возить, а это дизель лучше делает.

Во-вторых, в 2013-2016 годах ЗМЗ словил знатную кучу негатива со своим старым новым дизелем ЗМЗ 51432, который-таки пытались поженить с Патриотом. Мотор вышел настолько сырым и проблемным, что народ и сервисы до сих пор плюются и бегают от него, как черт от ладана. Деньги потрачены, видимо, получен хороший убыток, так стоит ли рисковать с новым V6, тем более, что 409-то не можем начать качественно делать?

ЗМЗ 51432

Тут вы скажете - так ведь сейчас ситуация изменилась, и народ вместо иномарок будет покупать нашемарки. А я вот что-то сильно сомневаюсь, что народ вообще будет что-то покупать. И я не могу представить себе человека, который вчера на форуме убедительно доказывал, что на моторном масле можно нормально экономить, если менять его раз в двадцать тысяч километров, а сегодня вдруг сорвался с места и побежал покупать гниющий и текущий Патриот за 2,5 ляма.

Это первое. А второе - где сейчас взять денег и где купить оборудование для нового двигательного производства? В Китае за три цены? Ну хорошо, давайте посчитаем, есть ли в этом экономический смысл.

Сейчас ЗМЗ Pro в рознице стоит примерно 260 тысяч рублей. Предположим, что ЗМЗ 301 в условиях серийного производства стоил бы на 40% дороже и выполним примерный расчет этого прожекта.

Итак, пусть ЗМЗ 301.10 стоит в рознице на 40% дороже чем ЗМЗ Pro - то есть 364 000 рублей.

Очистим эту цену от НДС (20%) и получим 303 333,33 рубля - это выручка розничного продавца.

Теперь уберем из выручки наценку розничного продавца (обычно это 30%) и получим 233 333,33 рублей - это выручка ЗМЗ.

От этой выручки посчитаем маржу. В России меньше, чем за 30% маржи вставать с дивана мало кто будет - и это обычно самый минимум. Упрощенная себестоимость ЗМЗ 301.10 в нашем примере составляет 179 487,18 рублей, маржа от продажи одного двигателя - 30% от нее или 53 846,15 рублей.

Кадр из х/ф "Брат-2"

Тут предположим, что ЗМЗ продает двигатели УАЗу по той же цене, что и розничным продавцам (на самом деле, полагаю, существенно дешевле).

Как говорит нам Автостат, в достаточно успешном для УАЗа 2021 году было продано 15 346 Патриотов и 4996 Профи, всего 20 342 машины (слезы былого величия).

Пускай в прошлом году 40% покупателей (и ваш покорный слуга в том числе) сделали выбор в пользу УАЗ Патриот V6 3.2L и купили 8137 машин.

Таким образом, маржа ЗМЗ в 2021 году от продажи 8137 штук ЗМЗ 301.10 составила бы 438 146 149,03 рублей. Из нее завод должен уплатить 20% налога на прибыль, останется 365 121 790,86 рублей - очень упрощенно это и будет чистая прибыль предприятия, из которой оно окупит затраты на строительство нового двигательного производства и вложится в новые проекты.

Конечно, это цифра к реальности имеет отдаленное отношение. Потому что согласно ресурсу БФО весь ООО "УАЗ" в 2021 году получил чистую прибыль 1 276 395 рублей, а тут у нас один Заволжский филиал ООО "УАЗ" (это сейчас ЗМЗ так реорганизован) на продажах одной только модели не самого ходового двигателя 365 лямов срубил, но пускай будет так - расчет же модельный.

И если инвестиции составили 1 млрд. рублей, то при постоянном спросе проект просто выйдет в ноль за три года, 2 млрд. рублей - за шесть лет, 10 млрд. рублей (наиболее вероятная цифра, если придется строить новый цех, мы же помним его унификацию с 409 мотором - 36%) - 27 лет.

Собственно, на этом расчеты и дальнейшие рассусоливания на тему V6 можно бы и закончить. Потому что даже на сферических конях понятно, что в проект с таким сроком окупаемости даже в условиях тепличного вакуума никто не впишется.

Добавьте сюда необходимость усиления приводов, подвески и остальных узлов Патриота - и окажется, что еще и машину нужно проектировать новую.

Но, как вы все прекрасно знаете, в распиаренном и безвременно почившем на кладбище громких отечественных прожектов проекте "Русского Прадо" предполагались совсем не V6 моторы, а построенные на блоке ЗМЗ 406 турбомоторы меньшего объема: 2,5-литровый «атмосферник» ЗМЗ-25002.10 мощностью 145 л.с., турбированный ЗМЗ-223002.10 объемом 2,3 л и мощностью 150 л.с. и 330 Нм крутящего момента, ЗМЗ-223012.10 мощностью 170 л.с. и 350 Нм крутящего момента.

<
"Русский Прадо", холст, масло

Почему? Очевидно потому, что на запуск этой линейки нужно меньше инвестиций (раз), одноразовые турбомоторы - это тренд (два), а V6 - это либо динозавры, либо целевой аудитории сильно не по карману (три).

Вот и получается пока, что наяриваем-то мы на V6 , а дадут нам честно заслуженный ЗМЗ Pro на карбюраторе.

Но, как говорится, жизнь покажет. Буду очень рад оказаться неправ.

А вообще, вы бы купили себе Патриот V6 3.2L?

В следующий раз поговорим о том, как маркетологи победили инженеров и почему сейчас все машины - одноразовые, и откуда взялись рассуждения и стенания про экологию.

Поддержать блог: https://yoomoney.ru/to/410011274680307

Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor

Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: V6 для Волги и уаза, который мы заслужили - где он, блин?!.

×
закрыть