Экономические потрясения последних лет серьёзно ударили по рынку автозапчастей. Нарушение логистических цепочек и общий рост цен привели к тому, что на полках магазинов и в каталогах онлайн-сервисов появилось огромное количество некачественных деталей и откровенных подделок. Специалисты индустрии в беседе с порталом «АвтоВзгляд» объяснили масштабы проблемы и дали практические советы, как уберечь свой автомобиль от поломок и непредвиденных трат.
Статистика и масштабы проблемы
Согласно данным аналитического агентства «Груздев Анализ», ситуация стремительно ухудшается. Если в 2021 году доля контрафакта на рынке составляла 14%, то к 2022 году этот показатель вырос до 28%. Тенденция к росту сохраняется.
«Сегодня оригинальные запчасти поступают к нам тремя путями: от официальных представительств иностранных брендов, от российских автозаводов и через схему параллельного импорта. Но параллельно с этим процветает и рынок подделок. В условиях перестройки рынка по некоторым категориям товаров доля контрафакта может доходить до 50%», — комментирует Александр Чепелев, директор по сервисному обслуживанию автохолдинга «КлючАвто».
Какие запчасти подделывают чаще всего?
Особенно тяжёлая ситуация сложилась с моторными маслами, где около 18% продукции — фальсификат. Мошенники часто просто разливают дешёвое масло в канистры, имитирующие упаковку известных брендов. Также на рынке присутствует до 25% запчастей, чьи названия на упаковке написаны кириллицей, что часто является признаком низкого качества или подделки.
Проблемы коснулись даже именитых производителей. Дмитрий Матвеев, генеральный директор My Car Rental, приводит в пример бренд Lemförder: «Раньше все его детали имели фирменную гравировку в виде птицы. Сейчас на рынке можно встретить как минимум два типа одной детали с разными каталожными номерами и ценами, но без гравировки. Качество таких аналогов заметно хуже».
Проблемы с отечественными деталями
Качество российских комплектующих тоже вызывает вопросы. Например, на новых LADA Vesta NG часто стучит стабилизатор поперечной устойчивости. Это связано с заменой чешского поставщика Mubea на Магнитогорскую торгово-производственную компанию.
Обратите внимание: Как купить автомобиль и не попасть в финансовую яму?.
С грузовиками ситуация не лучше. Дмитрий Демчук, генеральный директор сети «КарданБаланс», отмечает: «Качество некоторых деталей на российских автомобилях 2023 года выпуска не соответствует заявленному ресурсу. Например, участились случаи ремонта карданных валов на новых «Газелях». Средний чек на ремонтные услуги вырос на 15-30% по сравнению с 2021 годом».
Почему так происходит и кто виноват?
Виталий Штифанов, директор департамента послепродажного обслуживания BWG, объясняет корни проблемы: российские автопроизводители долгое время использовали качественные иностранные узлы. Теперь же для ремонта этих машин требуются импортные запчасти, которые сильно подорожали. В условиях инфляции многие автовладельцы в попытке сэкономить невольно покупают подделки.
Быстро наладить собственное производство высокотехнологичных компонентов, по мнению экспертов, невозможно. Для производства, например, датчиков уровня Bosch необходимы микрочипы, которые в России пока не выпускаются, а для их производства требуется европейское оборудование.
Что делать автовладельцу?
Эксперты видят два основных пути решения проблемы для рядового потребителя.
- Найти надёжный сервис. Главный совет — обратиться в проверенный автосервис, который дорожит репутацией и не использует контрафактные запчасти. Доверие к мастеру в нынешних условиях важнее, чем когда-либо.
- Рассмотреть альтернативу. Дмитрий Демчук предлагает более радикальный, но экономически обоснованный вариант: «Гораздо проще и в конечном счёте дешевле купить новый автомобиль из Китая и обслуживать его по гарантии у официального дилера. Стоимость запчастей там приемлемая, модельный ряд широкий, включая премиальные бренды. Покупателей привлекает предсказуемость расходов на обслуживание и высокий уровень комфорта».
Опрос
Знаете ли вы о программах бесплатной помощи на дороге от автопроизводителей?
- Нет, никогда о таком не слышал.
- Да, я даже использовал его.
- Знаю, но пока эта услуга не понадобилась.
- И они еще работают?
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как не попасть на дорогой ремонт автомобиля.



