Mazda 787B: забытый триумф роторного двигателя на 24 часах Ле-Мана 1991 года

Неожиданный чемпион

В мире автоспорта легендами часто становятся машины и команды, которые доминировали годами. Nissan Skyline GT-R R32, прозванный «Годзиллой», или Ford GT40, побеждавший в Ле-Мане четыре раза подряд, — вот о чём обычно вспоминают. Но есть и другая история — история одной, но невероятно значимой победы. Речь идёт о Mazda 787B, маленьком японском прототипе с роторно-поршневым двигателем (РПД), который в 1991 году совершил невозможное. Обладая скромным бюджетом и уникальной, многими считавшейся ненадёжной, технологией, эта машина одержала сенсационную победу в самой престижной гонке на выносливость, навсегда вписав своё имя в историю.

Сенсация в Ле-Мане

24-часовой марафон в Ле-Мане 1991 года завершился настоящим шоком для всего автоспортивного мира. Первыми к финишу пришли зелёно-оранжевые прототипы Mazda. Впервые в истории этой легендарной гонки победу одержал японский автомобиль, да ещё и оснащённый нестандартным роторным двигателем. Это был триумф инженерной мысли и упорства над традициями и большими бюджетами европейских гигантов. Для небольшой группы преданных фанатов роторных технологий эта победа стала кульминацией многолетней работы.

Долгий путь к успеху

Победа в Ле-Мане не была случайностью. Это был результат более чем двадцатилетней работы Mazda над роторными технологиями. Всё началось в 1967 году с выпуска спорткупе Cosmo Sport. Чтобы доказать надёжность нового двигателя, в 1968 году Mazda отправила эту модель на изнурительную 84-часовую гонку на Нюрбургринге. Результат был обнадёживающим: Cosmo Sport финишировала четвёртой, уступив лишь Porsche 911 и Lancia Fulvia HF. Это стало первым шагом на долгом пути к вершине.

Mazda 767

Покорить Ле-Ман стало навязчивой идеей для Mazda. В 1988 году дебютировали два прототипа Mazda 767, которые заняли 17-е и 19-е места. Улучшенная версия 767B в 1989 году поднялась уже на 7-е и 9-е места. Прогресс был очевиден, но скептики считали, что первым японским победителем станет Toyota или Nissan. Однако Mazda тихо и методично продолжала совершенствовать свою технологию.

Mazda 767Б

Рождение легенды: Mazda 787 и 787B

К 1990 году инженеры представили прототип 787. Индекс «777» был намеренно пропущен, чтобы подчеркнуть значительный скачок в развитии. Автомобиль базировался на углепластиковом монококе, а его сердцем стал новый двигатель R26B. Это был четырёхсекционный 2,6-литровый роторный двигатель, серьёзно доработанный по сравнению с предшественниками. В нём использовались три свечи зажигания на камеру, уплотнения из углеродного волокна и система изменения длины впускного тракта. Хотя РПД не был типичным для гонок на выносливость, он обладал ключевыми преимуществами: отличной эластичностью и сравнительной экономичностью. В гоночной версии его мощность ограничили 650 л.с. при 8500 об/мин для обеспечения надёжности.

Mazda 787

R26B — тот же 2,6-литровый четырехсекционный двигатель, что и предыдущий двигатель, но со многими улучшениями. В частности, в каждой камере сгорания использовались три свечи зажигания вместо двух, торцовое уплотнение ротора было выполнено из углеродного волокна, а выхлопная труба теперь имела переменную длину. РПД был совершенно не типичен для агрегатов этого типа, но в то же время отличался важными для победы особенностями, такими как достаточный крутящий момент на средних скоростях и экономия топлива. В «безлимитной» комплектации агрегат выдавал до 930 лошадиных сил. 10 500 об/мин и 650 л.с в версии для стрип-рейсинга.

Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.

На 8500 об/мин из соображений живучести. Коробка передач — та же пятиступенчатая Porsche, что и раньше.

Mazda 787

Трудный старт и путь к совершенству

Дебют Mazda 787 в гонках оказался провальным. На квалификации к Fuji 1000km автомобили заняли лишь 22-е и 23-е места, а в гонке сошли из-за утечки масла и проблем с электрикой. Однако этот горький опыт заставил инженеров удвоить усилия. Результатом их работы стала модификация 787B. Ключевым нововведением стала телескопическая система изменения длины впускного тракта, которая позволила достичь впечатляющего крутящего момента в 608 Н·м. Проектом на международной арене руководила опытная французская команда Oreca и легендарный шестикратный победитель Ле-Мана Джеки Икс в роли консультанта.

Mazda 787Б

это был тяжелый урок. Но он не помешал сотрудникам Mazda сделать все необходимые выводы и двигаться дальше. В конструкцию было внесено множество изменений. Одной из ключевых особенностей является телескопическая впускная труба переменной длины. Максимальный крутящий момент достигал 608 Нм при 6500 об/мин. Выходная мощность была ограничена 650 лошадиными силами, а максимальная скорость — 8500 об/мин.

Карьера 787B началась на яркой ноте. На международной арене проект возглавляли французская команда Oreca и шестикратный чемпион Ле-Мана Джеки Икс, который был уполномочен консультантом и тренером. Чудом харизматичные бельгийско-французские эксперты успешно обратились в FISA (Международная федерация автомобильного спорта) с просьбой разрешить старт Mazda, которая весит всего 830 кг. Вес моего соперника в классе С2 был немалый, но серьезный гандикап все же не сделал первую гонку легкой.

Mazda 787Б

Триумф в Ле-Мане 1991

На старт «24 часов Ле-Мана» 1991 года Mazda выставила два обновлённых прототипа 787B и один старый 787. Уже в квалификации стало ясно, что версия «B» быстрее на целых 5 секунд за круг. Хотя по чистой скорости она уступала лидерам — Mercedes-Benz C11 и Jaguar, — ключевым козырем стала феноменальная эластичность роторного двигателя. 95% максимального крутящего момента были доступны в огромном диапазоне от 6000 до 8500 об/мин, что давало преимущество на извилистой трассе Сарта.

Mazda 787Б

Гонка сложилась для Mazда идеально. Фавориты, Mercedes, начали преследовать проблемы: сначала один автомобиль замедлился из-за неполадок с коробкой передач, а за два часа до финиша сошёл второй. Mazda, напротив, демонстрировала безупречную надёжность. Команда доверила финальные отрезки гонки опытному Джонни Герберту, который и привёл машину под номером 55 к исторической победе. Две другие Mazda заняли достойные 6-е и 8-е места. Так маленькая японская команда с необычным двигателем разгромила именитых европейских соперников, одержав одну из самых неожиданных и вдохновляющих побед в истории автоспорта.

Автомобильное оборудование Изобретение Двигатель Япония Гонка Автоспорт Mazda Man 24-часовая гонка Спортивная настройка скорости Длинная стойка 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Супергерой 787B: крутейшая Mazda, о которой вы не слышали. История удивительной и забытой ныне победы в «24 часах Ле-Мана».