Mercedes-Benz W140: как великий S-Класс стал жертвой своего времени

Представьте, что в 1981 году команде инженеров и дизайнеров Mercedes-Benz, только приступившей к работе над новым S-классом, показали их будущее творение — поколение W140 образца 1991 года. Они бы не поверили, что способны на создание столь величественного и революционного автомобиля. Но если бы они также узнали, какую цену компания заплатит за этот триумф, возможно, они пересмотрели бы свои амбиции.

W140 создавался с одной целью — безоговорочно утвердить превосходство Mercedes-Benz над всеми автопроизводителями мира. И с этой задачей он справился. Однако последствия оказались катастрофическими. Сегодня он окружен ореолом легенды: «Сто сороковой», «600-й», «Вепрь». Его величие и мощь настолько неоспоримы, что ни одно прозвище не может его унизить.

Эпоха непоколебимой уверенности

В начале 1980-х Mercedes-Benz находился на пике своего могущества, подобно завоевателю, у которого не осталось непокоренных земель. По ощущению исключительности немецкий бренд мог сравниться разве что с Rolls-Royce. Однако если британцы опирались на историческое наследие, то Mercedes превращал в золото всё, к чему прикасался.

Предшественник «140-го поколения». Справа — блестящий W126.

В Штутгарте не знали, что такое «неудачная модель». Все автомобили марки пользовались ажиотажным спросом, несмотря на завышенные цены. Успех породил головокружение и противоположность клиентоориентированности. Дилеры могли проигнорировать покупателя без белой рубашки или попросить его покинуть салон. Mercedes-Benz искренне считал, что оказывает честь тем, кто приобретает автомобиль с трёхлучевой звездой.

Роскошное купе W126 — один из лучших автомобилей класса люкс 1980-х.

Конкурентов практически не существовало. Jaguar тонул в проблемах с качеством, Audi считалась «недоразумением», а к BMW в Штутгарте относились скорее снисходительно, чем как к серьёзной угрозе.

Двойная миссия и неограниченный бюджет

Несмотря на это, инженеры не расслаблялись. Новый флагман, будущий W140, должен был не просто заменить текущий S-класс (кузов W126), но и унаследовать мантию легендарного «Большого Мерседеса» — модели 600 (W100). Этот автомобиль длиной более 5,5 метров с 6,3-литровым двигателем V8 производился 18 лет тиражом менее 3000 экземпляров и был символом статуса для мировых знаменитостей и диктаторов.

Длиннобазный S-класс W126.

Мерседес-Бенц 600 (W100) — «немецкий Rolls-Royce».

На разработку выделили беспрецедентные восемь лет (с 1981-го) и практически неограниченный бюджет. Главная задача была ясна: создать лучший автомобиль в мире, олицетворяющий амбиции Mercedes-Benz.

Дизайн, который мог быть другим

Работа под руководством легендарного дизайнера Бруно Сакко началась с масштабных экспериментов. И здесь кроется сенсация: W140 мог выглядеть совершенно иначе. Среди десятков концепций были как гротескные версии в американском стиле, так и лёгкие, аэродинамичные формы — дань уважения Jaguar XJ. Именно «ягуаровый» дизайн прошёл в финал и лег в основу полноразмерного макета.

Один из поздних эскизов поисковой конструкции W140.

Однако в 1987 году, когда главный дизайнер проекта Вольфганг Петер (ростом 2 метра) сел в макет, его голова упёрлась в потолок. Для Петера это было недопустимо: лучший в мире автомобиль не может быть тесным. Крышу пришлось поднимать, пропорции — перекраивать, и изящный «ягуаровый» силуэт канул в лету. Пока Mercedes неспешно экспериментировал, мир изменился.

Внезапные конкуренты и хаос в разработке

В 1986 году дебютировало второе поколение BMW 7 серии (E32) с первым за полвека немецким 12-цилиндровым двигателем, ксеноновыми фарами и факсом в опциях. Это был технологический прорыв. Одновременно из Японии пришла угроза под именем Lexus LS — результат многомиллиардных инвестиций Toyota в создание роскошного седана.

W140 в аэродинамической трубе.

Самоуспокоенность Mercedes сменилась паникой. Размеренная работа превратилась в хаос. Миссия осталась прежней — создать лучший автомобиль, но теперь нужно было опережать конкурентов, не зная их планов. Разработку ускорили, бюджет раздули ещё больше.

Технологический арсенал «всё и сразу»

Ответом на вызовы стал беспрецедентный набор технологий. В дополнение к просторному салону Mercedes ускорил разработку собственного 6-литрового V12 (M120) мощностью 408 л.с. — самого мощного серийного двигателя в истории марки. Рассматривался даже проект 16-цилиндрового мотора, как у BMW.

Экспериментальная BMW E32 с 16-цилиндровым двигателем.

Чтобы переплюнуть Lexus в комфорте, W140 получил стёкла-«стеклопакеты» для шумоизоляции и 60 электродвигателей для управления функциями в салоне. Появились пневмоподвеска (позже), активные амортизаторы ADS, парковочные антенны на задних крыльях (прообраз Parktronic), доводчики дверей, подогреваемые диваны с регулировкой, датчики дождя и даже голосовое управление Lingatronic.

Mercedes-Benz 600 SEL — вершина линейки W140.

В марте 1991 года в Женеве мир увидел результат — автомобиль, который, казалось, выполнил все поставленные задачи. Но реакция оказалась неоднозначной.

Великан не ко времени

Выбор Европы для премьеры оказался ошибкой. W140 был слишком большим даже для своего класса. Габариты топовой версии 600 SEL (5213 мм в длину) не помещались в стандартные гаражи, а для его перевозки по железной дороге пришлось расширять вагоны. На фоне скромных европейских улиц он выглядел слоном в посудной лавке.

Бронированный Mercedes Guard W140 и классический W100.

При этом эксперты восхищались его ходовыми качествами. «Непоколебимая уверенность на прямой, невероятная устойчивость в поворотах. Невозможно поверить для автомобиля таких размеров», — писало издание Auto, Motor und Sport. Шум ветра был практически не слышен даже на высокой скорости. Спустя 30 лет многие считают W140 лучшим S-классом по сочетанию комфорта и управляемости.

Сложно представить, но это W140 с текстильным салоном и механической коробкой передач.

Однако лучший автомобиль в мире стал и самым ненавистным. Европа начала 1990-х, озабоченная экологией после падения Берлинской стены и экономическим неравенством, увидела в W140 символ бездумной роскоши и расточительства. Расход топлива в 20 литров на 100 км в городе стал поводом для критики со стороны «зелёных».

Жертва общественного мнения

Ирония в том, что многие обвинения были несправедливы. При создании W140 уделялось огромное внимание переработке: даже мелкие детали маркировались по типу пластика. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) наградило модель за вклад в защиту озонового слоя.

W140 горячо любили в США, на Ближнем Востоке и в России, где он стал безоговорочным символом статуса. Но именно эта демонстративность и сгубила его в Европе.

Mercedes-Benz, охваченный чувством коллективной вины (нем. «Schuld»), воспринял критику всерьёз. Компания решила, что чрезмерное совершенство W140 так же неуместно, как хрустальный бокал в спасательной шлюпке.

В результате в Германии продажи W140 были вялыми. Автомобиль, на разработку которого ушло 10 лет, продержался на конвейере всего 7 лет. Общий тираж едва превысил 400 000 единиц — более чем в два раза меньше, чем у предшественника W126.

Дорогостоящее наследие

Провал W140, хоть и относительный, имел далеко идущие последствия. Руководитель проекта Вольфганг Петер был уволен. Но главное — Mercedes-Benz навсегда изменил философию. Ни одна последующая модель не повторила путь «Сто сорокового»: гигантомания уступила место сдержанности, технологичности и большей ориентации на рынок.

W140 остался в истории как величайший и самый противоречивый S-класс — автомобиль, опередивший своё время и ставший жертвой обстоятельств, которые его создатели не могли предвидеть.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Источник статьи: «Cто сороковой»: история легендарного S-Класса. Последний герой — разбираемся в причинах фиаско великого Mercedes-Benz.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.