Разработка первой советской микролитражки для частных владельцев велась с большой тщательностью. В середине 1950-х годов специалисты НАМИ (Научного автомоторного института) приобрели и всесторонне изучили практически все малолитражные автомобили, которые тогда выпускались в Европе. Это позволило подойти к созданию отечественной модели на основе глубокого анализа мирового опыта.

В результате появился ЗАЗ-965 «Запорожец» — первый массовый советский минивэн, оснащенный двигателем V4 с воздушным охлаждением.
Серьезный подход к малолитражке
Все импортные автомобили прошли тщательные испытания, а полученные данные были систематизированы. На их основе известный дизайнер Борис Фиттерман даже написал подробную книгу. В ходе исследований советские инженеры отказались от ряда решений, характерных для некоторых европейских микроавтомобилей того времени: маленьких колес (оставшихся только в мотоколясках для инвалидов), двухтактных двигателей и двухместных кузовов.
В итоге лучшими прототипами были признаны заднемоторный немецкий Volkswagen Kaefer («Жук») и итальянский FIAT 600. Именно они легли в основу автомобиля «Москвич-444», разработка которого велась на МЗМА. В 1960 году вся документация и опытные образцы были переданы на запорожский завод «Коммунар», где машина и получила свое окончательное имя — ЗАЗ-965 «Запорожец».

Volkswagen Kaefer («Жук») с оппозитным двигателем сзади. От него «Запорожец» унаследовал конструкцию передней торсионной подвески.
При этом важно отметить, что ЗАЗ-965 не стал простой копией западных аналогов. Советские конструкторы творчески переработали заимствованные решения, создав по-своему уникальный автомобиль.
Шасси: синтез немецких и итальянских идей
Обе подвески «Запорожца» были независимыми, что для советского автопрома того времени являлось передовым решением. Конструкция передней торсионной подвески была практически заимствована у Volkswagen Kaefer. Интересно, что подобная подвеска в СССР впервые появилась на мотоколяске С3А, которая вышла чуть раньше «Запорожца». У итальянского FIAT 600 спереди использовалась поперечная рессора.

FIAT 600 с рядным двигателем сзади. От этой модели ЗАЗ-965 взял рессорную заднюю подвеску и общую концепцию дизайна кузова.
Задняя же подвеска была позаимствована у итальянца — она выполнялась на рычагах с рессорами. Такая конструкция лучше подходила для установки относительно высоких двигателей, в отличие от низкого оппозитного мотора «Фольксвагена».

Торсионная подвеска ЗАЗ-965. Аналогичная использовалась на серпуховских мотоколясках.
Двигатель: поиск своего пути
Изначально в НАМИ разработали оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, аналогичный мотору Volkswagen. Немецкий агрегат к тому времени уже был модернизирован и при объеме 1.1 литра развивал 30 л.с. FIAT 600, в свою очередь, оснащался рядным четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением объемом 0.63 литра и мощностью 21 л.с.
Существует версия, что от оппозитной схемы отказались из-за соображений «патентной чистоты» для возможного экспорта. Однако более вероятной причиной могли стать технические сложности в освоении производства такой конструкции. Параллельно в НАМИ создали V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который не имел прямых аналогов в Европе.
Этот мотор отчасти был вдохновлен чехословацкими V-образными двигателями воздушного охлаждения, которые устанавливались на автомобили Tatra и были хорошо изучены советскими специалистами. Первый двигатель «Запорожца» объемом 0.76 литра развивал 23 л.с. — меньше, чем у «Фольксвагена», но больше, чем у «Фиата». Вскоре его модернизировали, увеличив объем до 0.9 литра и мощность до 27 л.с.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
Кузов и интерьер: рациональное заимствование
По конструкции кузова с несущим основанием ЗАЗ-965 не был похож на Volkswagen. Внешне же автомобиль очень напоминал FIAT 600. Итальянская компания даже предлагала наладить лицензионное производство своей модели в СССР, но было решено пойти своим путем.

В начале 1960-х годов FIAT 600 отличался современным и актуальным дизайном.
Советские дизайнеры сознательно старались избежать прямого копирования итальянского автомобиля. Однако рациональная конструкция кузова FIAT, идеально подходившая для массового производства, во многом была взята за основу. В цехе, где работали конструкторы МЗМА, стоял кузов «Фиата», и специалисты детально изучали его силовые элементы и соединения.
Любопытно, что японский заднемоторный Mitsubishi 500 (1960-1962 гг.) также был очень похож на FIAT 600. Простой и аскетичный салон «Запорожца» в целом повторял концепцию итальянской модели, но копировать там было особенно нечего. Небольшая пластиковая панель приборов ЗАЗ-965 не имела прямых прототипов ни в Европе, ни где-либо еще.

Создатели ЗАЗ-965 старались обойти прямое копирование, но общие черты с итальянским прототипом, разумеется, сохранились.
Итог: грамотный синтез
ЗАЗ-965 оказался вполне удачным автомобилем для своего времени, особенно на фоне одноклассников. Этот успех стал возможен благодаря грамотному заимствованию передовых зарубежных технических решений и их адаптации к реалиям советской промышленности и условиям эксплуатации.
В целом, по своей конструкции первый «Запорожец», запущенный в производство в 1960 году, соответствовал европейским меркам. Вопросы надежности и долговечности отдельных узлов — это уже отдельная тема, связанная с особенностями производства и качества комплектующих в СССР.
Источник
СССР Автомобильная техника Изобретения ЗапорожецФольксваген Фиат Длинная штанга 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Фолькс-Фиатович»: удивительная история создания ЗАЗ-965.

