В нашем исследовании самых быстрых автомобилей по десятилетиям мы подошли к 1970-м годам. Это время, когда понятие скорости переживало кризис, но от этого не становилось менее захватывающим. Мы продолжаем опираться на архивные тесты журнала Car and Driver, чтобы обеспечить объективное сравнение. После бурных 60-х наступили 70-е — эпоха, окрашенная топливным кризисом и ужесточением экологических норм, что подорвало мощь американского автопрома. Однако это не помешало появлению как последних великих американских маслкаров, так и впечатляющих европейских спортивных автомобилей, которые начали активно завоевывать рынок.
Это продолжение серии материалов о самых динамичных моделях каждого десятилетия. Чтобы полностью понять контекст 70-х, полезно вспомнить их предшественников из 60-х. Итак, давайте погрузимся в это противоречивое, но невероятно интересное десятилетие.
Американская классика: последние из могикан
Chevrolet Corvette LS5 (1971 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,7 секунды
Corvette третьего поколения (C3, 1967-1982) был не просто маслкаром — это был полноценный американский спортивный автомобиль. Его преимуществами были независимая задняя подвеска, дисковые тормоза на всех колесах и целая гамма мощных V8. В 1971 году покупатель мог выбрать между базовым 5.7-литровым мотором, высокооборотным LT-1 (335 л.с.) или настоящим гигантом — 7.4-литровым (454 куб. дюйма) LS5 мощностью 370 л.с.
Журналисты Car and Driver отмечали: «LS5 и LT-1 обладают совершенно разным характером, но по производительности они сравнимы. Благодаря автоматической коробке передач 454-й мотор позволяет сорваться с места одним нажатием педали. Он тяжелее LT-1 на 138 кг, но проходит четверть мили примерно на 0.3 секунды быстрее. LT-1 сложно трогается, а его коробка передач с короткими передачами не идеальна для старта. Меньшие Corvette могут развить более высокую максимальную скорость, но на это уходит больше времени».
Pontiac Firebird Trans Am (1970 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,7 секунды
Firebird второго поколения — это икона стиля. Его спортивный, почти европейский дизайн заставлял выглядеть устаревшими даже новинки вроде Dodge Challenger. Trans Am был вершиной линейки, автомобилем для настоящих ценителей, сочетавшим в себе агрессивную внешность и серьезную техническую начинку.
В комплектацию Trans Am входили аэродинамический обвес, усиленная подвеска, гидроусилитель руля и тормозов. Базовым двигателем был 6.6-литровый V8 Ram Air III (350 л.с.), а опционально предлагался ещё более мощный Ram Air IV (375 л.с.).
Trans Am 1970 года — редкая и желанная машина. Всего было выпущено 3196 экземпляров, из которых лишь 88 получили топовый двигатель Ram Air IV (59 с автоматом и 29 с механикой).
Car and Driver восторгались: «Украшенный спойлерами и воздухозаборниками, он выглядит и едет как гоночный автомобиль... Trans Am быстрее любого Pontiac, который мы тестировали за последние годы. Инженеры Pontiac проделали феноменальную работу с аэродинамикой. Это прекрасно сбалансированный спортивный автомобиль, способный на то, что не под силу его конкурентам. Им невероятно приятно управлять — он общается с водителем на каждом сантиметре дороги».
Chevrolet Chevelle SS 454 (1970 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,4 секунды
В разгар «гонки вооружений» среди маслкаров Chevrolet оснастил свой Chevelle SS колоссальным 7.4-литровым (454 куб. дюйма) двигателем V8. Было две версии: LS5 (365 л.с.) и экстремальный LS6 (456 л.с.). Это был один из последних и самых мощных маслкаров в истории, который, вопреки ожиданиям, мог неплохо держать дорогу.
Тестеры Car and Driver описывали впечатления: «Закон Калифорнии ограничивал шум выхлопа, но свист воздуха, врывающегося в карбюратор, звучал так, будто он пытался унести с собой пол-округа. Chevelle — большая машина, но на трассе это не имело значения. Он резко тормозил, входил в повороты и с лёгкостью справлялся со всем. Это одна из самых быстрых дорожных машин, которые мы видели, и её скорость в поворотах впечатляет для автомобиля с такой мягкой подвеской».
Chevrolet Corvette LS6 (1971 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,3 секунды
Вершиной линейки Corvette в 1971 году стал вариант с двигателем LS6. Это тот же 7.4-литровый агрегат, что и на Chevelle, но в версии для Corvette он выдавал 431 л.с. Это был инженерный шедевр с коваными деталями, любимый двигатель главного инженера Corvette Зоры Аркус-Дунтова, хотя и очень дорогой для большинства покупателей.
Car and Driver констатировали: «Если вам нужен самый быстрый Corvette — заказывайте LS6. Это 454-й мотор мощностью 431 л.с., такой же, как у LT-1, только больше. За дополнительные $1220 вы получаете двигатель высшего класса с нестандартными шатунами, коленвалом, коваными поршнями, транзисторным зажиганием и облегчёнными алюминиевыми головками».
Европейская экспансия: новые технологии и философия
Porsche 911 SC (1978 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,5 секунды
К концу 70-х многие американские спортивные автомобили сдавали позиции, но Porsche 911 оставался верен себе. Его уникальная заднемоторная компоновка предлагала ни на что не похожие ощущения от вождения. Модель SC с 3-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем мощностью 174 л.с. была быстрой, но при этом удивительно экономичной.
Car and Driver писали: «Это самый быстрый безнаддувный Porsche (до 60 миль/ч), на котором мы когда-либо ездили. Он проходит четверть мили за 14.8 секунды. При этом по шоссе он расходует всего 8.7 л/100 км. Ужасно быстро и потрясающе экономично — великолепное сочетание, которое актуально и сегодня».
Jaguar E-Type V12 (1972 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,5 секунды
Легендарный Jaguar E-Type, чьим дизайном восхищался сам Энцо Феррари, получил в третьей серии (Series 3) новый 5.3-литровый двигатель V12 мощностью 276 л.с. Это превратило и без того красивый гранд-турер в ещё более серьёзный и комфортабельный спортивный автомобиль.
Тестеры отмечали: «Двигатель V12 придаёт спортивному автомобилю новые качества: экзотичность и повышенный комфорт. Благодаря возросшей мощности E-Type становится современным спортивным автомобилем. Лёгкость управления на низких и средних скоростях, а также отсутствие шума и вибраций оправдывают затраты на его покупку и обслуживание».
De Tomaso Pantera (1971 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,5 секунды
Pantera была уникальным гибридом итальянского дизайна (кузов от Ghia) и американской силовой установки — 5.8-литрового Ford V8 мощностью 314 л.с. Это была экзотическая, но своенравная машина с резким характером, требовательная к навыкам водителя.
Car and Driver описывали её так: «Садитесь в Pantera — и вы не можете не чувствовать самодовольства. Рёв V8 за спиной, итальянский дизайн... Это самая горячая мода года. В этом нет сомнений».
Турбо-эра: Porsche задаёт тон
Porsche 911 Turbo (1979 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 5,4 секунды
Porsche 911 Turbo (930-я серия) стал пионером турбонаддува для серийных спортивных автомобилей. К 1979 году его 3.3-литровый оппозитный шестицилиндровый двигатель развивал уже 300 л.с. Сочетание заднемоторной компоновки, турбоямы и склонности к избыточной поворачиваемости делало его автомобилем для экспертов.
Журналисты Car and Driver отмечали: «Porsche 930 устанавливает свои собственные правила. На первый взгляд другие автомобили кажутся игрушечными по сравнению с ним. Он очень чувствителен к педали газа на низких и средних скоростях, но на высоких — он великолепен. Управление им — это постоянная битва между турбо-лагом, наддувом, сменой недостаточной и избыточной поворачиваемости».
Porsche 911 Turbo (1978 год)
Разгон до 97 км/ч (60 миль/ч) — 4,9 секунды
Именно эта версия 911 Turbo с 3.3-литровым двигателем стала абсолютным рекордсменом десятилетия по разгону до 60 миль в час, показав феноменальный для тех лет результат в 4.9 секунды.
Car and Driver писали с почти поэтическим трепетом: «Это первый полностью легальный в Америке серийный автомобиль, способный в три раза превысить максимальный разрешённый лимит скорости. Турбо — это злодей на полном газу, который не успокоится, пока все стрелки не зашкалят. Если у вас хватит выдержки, чтобы утопить педаль газа в пол, турбонаддув толкнёт вас в кресло с невероятной силой. Следите за тахометром, переключайте передачи и держите побелевшие пальцы на руле в положении "без пятнадцати три"».
Семидесятые стали переломным десятилетием. Это была эпоха прощания с бесконечно мощными и простыми американскими маслкарами и время прихода сложных, технологичных и эффективных европейских спортивных автомобилей. Porsche 911 Turbo не просто возглавил список самых быстрых — он указал путь в будущее, где скорость будет достигаться не только объёмом, но и инженерной мыслью.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Семидесятые: самые быстрые машины и их реальный потенциал. Последние настоящие маслкары и европейская экспансия — кто был быстрее?.


