В Советском Союзе военное руководство активно интересовалось созданием плавающей наземной техники, что было обусловлено географическими особенностями предполагаемых театров военных действий с их многочисленными реками и озёрами. Стремление к амфибийности не ограничивалось автомобилями — инженеры даже модифицировали средний танк Т-55, превратив его в плавающую машину.
Технические вызовы и первые решения
Главной проблемой при создании машин-амфибий была необходимость обеспечить им плавучесть. Для обычных автомобилей, таких как УАЗ, эту задачу решали, заполняя пространство между кузовом и рамой лёгким пенопластом, что позволяло не увеличивать габариты. Авторское свидетельство на это решение было получено ещё в мае 1961 года.
Однако более сложной оказалась задача создания эффективной двигательной установки для движения по воде — проблема гидромеханики. Основное сопротивление при плавании создавал корпус машины (в судостроении — «контур»). Все попытки улучшить характеристики за счёт изменения формы винтов, установки более мощных моторов или оптимизации корпуса давали лишь ограниченный результат. Это подтолкнуло инженеров к экспериментам с подводными крыльями, которые позволяли поднять корпус над водой и радикально снизить сопротивление.
Западный опыт: от запретов к коммерческому успеху
Интересна судьба немецкого инженера Йоханнеса Триппеля. Пережив Вторую мировую войну и пройдя через денацификацию, он столкнулся с запретом на производство автомобилей-амфибий в послевоенной Германии. Не сдаваясь, Триппель перенёс свою деятельность во Францию, где, используя старые связи, основал компанию Eurocar. В 1961 году началось производство модели Amphicar-770, которая сегодня считается единственным в мире коммерчески успешным серийным автомобилем-амфибией. За семь лет было продано 3878 экземпляров.
Трогательный снимок одного из первых амфикаров, 1959 год.
Amphicar-770 получил известность благодаря необычным рекламным кампаниям. Немецкий биолог Бернард Гржимек использовал его для плавания среди бегемотов в африканском национальном парке, а президент США Линдон Джонсон любил разыгрывать гостей, имитируя случайный съезд машины в озеро. Ходили слухи, что таким автомобилем владел Джон Леннон, а Мадонна сняла его в одном из своих клипов.
Президент США Линдон Бейнс Джонсон берет Юнис Кеннеди Шрайвер и Пола Глинна на прогулку на Amphicar 770 по озеру Гранит-Шолс на ранчо Хейвуд недалеко от Кингсленда, штат Техас. 10 апреля 1965 г.
Советские разработки: между секретностью и энтузиазмом
В СССР информация о военных амфибиях была засекречена. В открытой печати, например в журналах «Моделист-конструктор» или «Техника — молодёжи», упоминались лишь аббревиатуры МАВ (Малый Автомобиль Водоплавающий) и БАВ (Большой Автомобиль Водоплавающий). Знатоки отмечали их сходство с американскими аналогами Ford GP-A и GMC DUKW-353 по ленд-лизу.
Большой аппарат для ловли водоплавающих птиц (БАВ) на обложке журнала «Модель-конструктор». Это одно из лучших произведений выдающегося иллюстратора Михаила Петровского.
При этом в стране существовал огромный интерес к теме среди любителей-конструкторов. Популярность амфибий подогревали и переводные книги, такие как «Ла Тортуга» Хелен и Фрэнка Шнайдеров, рассказывающая о путешествии на списанном Ford GP-A от Аляски до Огненной Земли, или история австралийца Бена Карлина, переплывшего на модифицированном Ford GP-A Атлантический океан.
БАВ был разработан в 1950 году под руководством Виталия Андреевича Грачева по образцу американского автомобиля-амфибии GMC DUKW и превосходил прототип по многим параметрам, хотя и весил почти на тонну больше. Всего с 1951 по 1962 год было выпущено 2029 таких амфибий.
Бен Карлин и его жена Элеонора и их модифицированный автомобиль-амфибия Ford GP-A. При пересечении Атлантики сзади приходилось буксировать специальный понтон, наполненный бензином.
Секретные проекты СССР: «Река», «Ягуар» и «Земля»
Масштабные работы над амфибиями велись в конструкторских бюро многих автозаводов и научных институтов (ЗиЛ, НАМИ, УАЗ и др.) под секретными шифрами. Целью проекта «Ягуар» (УАЗ-3907) было создание машины, которая в первую очередь оставалась бы автомобилем, а уже потом — плавсредством. Главный конструктор Эдуард Орлов создал амфибию, способную перевозить 11 человек и 600 кг груза, выдерживающую шторм в 2 балла.
УАЗ-3907 «Ягуар» (главный конструктор – Эдуард Николаевич Орлов) уверенно всплыл на поверхность с 11 людьми и 600 кг груза на борту.
Обратите внимание: Какие запасные части можно, а какие нельзя покупать на авторазборе. Выясняем.
Он легко перевёз приёмочную комиссию из 21 человека на другой берег. Он выдержал шторм силой 2 балла. Расчётный ресурс работы на воде составил 300 часов (что эквивалентно 2500 км пробега).Не менее интересным был проект «Земля», в рамках которого создавалось семейство полноприводных грузовиков Урал (6х6 и 8х8) в обычном и плавающем исполнении. Плавающие версии внешне почти не отличались от сухопутных, а их главной секретной деталью были убирающиеся гребные винты. Несмотря на успешные испытания и рекомендации к принятию на вооружение, проект был свёрнут.
«Урал-43221А» грузоподъемностью 4 тонны отличался от обычного «Урал-4322» закрытым бортовым кузовом с несколько увеличенным объемом и оборудованием для передвижения по воде. Планировалось использовать кабину КамАЗа и турбодизель воздушного охлаждения, а его производство началось в городе Кустанай (нынешний Казахстан). Серийно выпускались только неплавающие машины семейства «Суша».
Почему проекты закрывались?
Существует несколько теорий, почему перспективные советские разработки амфибий, уже прошедшие испытания, были остановлены. Среди причин называют смену военной доктрины, личные амбиции нового руководства Министерства обороны после смерти маршала Устинова, а также банальную нехватку средств. Вероятно, сыграло роль и то, что содержание двух типарков техники (обычной и амфибийной) сочли слишком дорогим. Любопытно, что в тот же период аналогичные работы стали свёртывать и в странах НАТО, оставив на вооружении лишь специализированные бронированные амфибии (БТР, БРДМ).
Современность и будущее амфибий
Сегодня наиболее продвинутые гражданские амфибии создаёт компания Gibbs Sports Amphibians. Её машины (Aquada, Humdinga и др.) построены по принципу полностью убирающегося шасси, что придаёт корпусу обводы обычной лодки и позволяет развивать на воде скорость до 40 км/ч. В 2004 году предприниматель Ричард Брэнсон на Gibbs Aquada установил рекорд, пересек Ла-Манш за 1 час 40 минут.
Плавающий вездеход Гиббс Хумдинга. Разработано компанией Gibbs Technologies. В 2012. Ведущий дизайнер: Саймон Джеймс Лонгдилл. На воде Humdinga развивает скорость 48 км/ч (160 км/ч на асфальте). Грузоподъемность – 750 кг или 6 человек. Цена: 1,6 миллиона долларов. Слово «хуминга» считается жаргонным термином, обозначающим что-то чудесное.
Несмотря на высокую стоимость, такие разработки показывают, что идея автомобиля-амфибии продолжает жить и развиваться, находя новые технологические решения и ниши для применения.
соус
Военная ИсторияРоссийская ИсторияИзобретенияВоенная ТехникаСоветские Ретро АвтомобилиДлинные Сообщения0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «Носорога» до «Ягуара»: какие автомобили-амфибии создавали в СССР и на Западе.


