Уникальные особенности раннего ЗАЗ-965 «Горбатый»: как выглядела первая серия советского малолитражного автомобиля

Многие считают, что легендарный «Запорожец» ЗАЗ-965, прозванный в народе «Горбатым», был неизменным на протяжении всего выпуска. Однако это не совсем так. Ранние экземпляры, сошедшие с конвейера в 1960-х годах, имели целый ряд уникальных конструктивных решений, которые впоследствии были изменены или упрощены. Благодаря кропотливой работе реставраторов из клуба Old Car Service, нам удалось увидеть один из таких автомобилей с порядковым номером кузова 185 в его аутентичном виде.

фото - Оldcarservice

Внешние отличия и скрытые детали

Внешне ранние машины можно узнать по характерным накладным указателям поворота-«капелькам», особой форме крышки капота и воздухозаборников. Но настоящие сокровища скрыты внутри. Например, система запуска двигателя.

фото - Оldcarservice

Уникальный стартер с ручным приводом

Одной из самых интересных особенностей является стартер. В первых сериях на автомобиле не было привычного соленоида (втягивающего реле). Для запуска двигателя водителю нужно было включить зажигание, а затем ногой нажать на специальную кнопку, которая механически приводила стартер в действие. На этом конкретном экземпляре привод стартера реализован в виде небольшого рычажка на центральном тоннеле, рядом с рычажком подсоса карбюратора.

фото - Оldcarservice

Тот самый стартер. фото - Оldcarservice

Особенности салона раннего «Горбатого»

Заглянув в салон, можно обнаружить и другие характерные черты первой серии:

  • Приборная панель: Вместо стрелочного указателя температуры масла использовались две сигнальные лампы, предупреждавшие о низком давлении и перегреве.
  • Педальный узел: Педаль газа была напольной, а не подвесной.
  • Отделка: Сиденья были обиты полностью тканью, без кожзаменителя. Ручки открывания дверей были позаимствованы у Fiat 600.
  • Руль: Рулевое колесо было белого цвета, аналогичное тому, что ставили на «Москвич-407». Позже оно стало черным.

фото - Оldcarservice

фото - Оldcarservice

Обратите внимание: Распространенные ошибки при смене колес.

фото - Оldcarservice

Сердце автомобиля: мотор первой серии

Под капотом этого «Горбатого» скрывается оригинальный 23-сильный двигатель. Он имеет ряд уникальных деталей: литые клапанные крышки и головки блока, особая пробка маслозаливной горловины в виде крышки и специфический сапун. Карбюратор и воздушный фильтр также оригинальные. Особого внимания заслуживает поддон картера с увеличенным оребрением для лучшего охлаждения масла — решение, от которого позже, к сожалению, отказались.

фото - Оldcarservice

фото - Оldcarservice

Особенности системы отопления

Ранние «Запорожцы» имели своеобразную и небезопасную систему отопления. Топливо в бачок печки подкачивалось штатным бензонасосом двигателя. Сам бачок и отопитель располагались прямо над раскаленным выпускным коллектором. Позже эту конструкцию модернизировали, установив электрический насос. Также отличительными чертами были круглые воздуховоды системы охлаждения и усилитель задней панели кузова.

фото - Оldcarservice

фото - Оldcarservice

фото - Оldcarservice

Заключение: ценность первых серий

На момент своего появления ЗАЗ-965 был вполне современным для Европы автомобилем своего класса. Однако его двигатель страдал от проблем с перегревом и надежностью, из-за чего многие владельцы вскоре меняли 23-сильный мотор на более мощный 30-сильный. Именно поэтому найти ранний «Горбатый» с оригинальным двигателем сегодня — большая редкость. Представленный автомобиль — результат многолетней реставрации и поиска уникальных запчастей, позволяющий воочию увидеть, с чего начиналась история советского народного автомобиля.

фото - Оldcarservice

фото - Оldcarservice

Еще интересное по теме. ЗАЗ 965 с правым рулем.

Я на Драйв 2

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот сайт и порекомендовать его друзьям.Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам

Больше интересных статей здесь: Тюнинг.

Источник статьи: «Горбатый» из первой серии. Многочисленные отличия раннего заз 965.