Внешний облик грузовиков МАЗ знаком многим. Эти машины узнаваемы с первого взгляда, будь то покрытый грязью лесовоз или силуэт тягача вдали. За более чем семьдесят лет минские автомобили разошлись огромными тиражами по всему Советскому Союзу и странам СНГ.
Однако с интерьерами их кабин всё не так просто. Если салоны «лобатых» МАЗов, которых ещё много на дорогах, узнаваемы, то об оформлении более старых «двухсотых» моделей уже начинают забывать. Да и о новейших разработках завода известно не всем. А конструкторы Минского автозавода продолжают свою работу, создавая новые решения.
Первое поколение: начало пути
История началась в 1947 году с выпуска самосвала МАЗ-205. Он положил начало первому поколению, известному как «двухсотая» серия.
Может показаться, что его приборная панель ограничивалась спидометром, но это не так. Например, в восстановленном на заводе МАЗ-200 на передней панели можно насчитать целых восемь контрольных приборов.
В остальном же царил суровый аскетизм, характерный для тех лет.
МАЗ-200
Второе поколение: шаг вперёд
В 1965 году в серию пошло второе поколение — «пятисотое» семейство.
Несмотря на почти два десятилетия развития, приборная панель не сильно изменилась. Первоначальный дизайн со временем был упрощён. Голый металл закрыли пластиком, но кардинальных перемен не произошло.
МАЗ-500
Зато сама кабина стала настоящим прорывом. Просторный салон с большой площадью остекления и полноценным спальным местом был мечтой для водителей того времени. Важно, что эту комфортабельную кабину получили не только магистральные тягачи, но и самосвалы, автокраны и мусоровозы.
МАЗ-5335
Третье поколение: рост комфорта
Третье поколение дебютировало в 1981 году. Новая кабина стала ещё просторнее. Увеличенная высота позволила разместить второе спальное место. Появился и «короткий» вариант без спальника, что сделало рабочие версии менее универсальными.
Интерьер тоже обновился. По современным меркам он может показаться простым, но на фоне предыдущих поколений это был значительный шаг вперёд.
МАЗ-64221
Конструкторы экспериментировали с дизайном передней панели, создавая варианты для люксовых версий, машин с иностранными двигателями и с оригинальными приборами.
МАЗ-54323
Однако базовая архитектура салона, пройдя через все модернизации, перекочевала из XX века в XXI практически без изменений. Менялась форма и наполнение приборного щитка, но общая концепция оставалась узнаваемой. Взгляните, например, на интерьер образца 2016 года.
МАЗ- 5516W4
Четвёртое поколение: поиск нового стиля
Первый образец МАЗа четвёртого поколения был создан в 1991 году, но в серию он пошёл только в 1997. Кабина была максимально возможного на тот момент размера — увеличить её не позволяли технологические ограничения окрасочной камеры. Со временем появились версии для среднетоннажников, строительной техники, вездеходов и даже двухрядные кабины.
МАЗ-5550B3
Но интерьер при этом эволюционировал медленно. Он, конечно, изменился по сравнению с третьим поколением, но в плане дизайна отставал от времени. Если в 2000-х это было ещё приемлемо, то с каждым годом устаревание становилось всё заметнее.
МАЗ-6514A8
На заводе понимали эту проблему и периодически представляли новые варианты оформления салона, в основном для седельных тягачей, где конкуренция особенно высока.
Только в прошлом году представители завода заявили, что в ближайшее время машины начнут массово получать совершенно новый интерьер.
МАЗ-544028
Но и этот вариант, вероятно, не окончательный. Работы над эргономикой и дизайном продолжаются. Не исключено, что традиционные кнопки и клавиши в будущем уступят место сенсорным панелям.
МАЗ-544028
Пятое поколение: курс на Европу
В 2014 году был представлен грузовик пятого поколения МАЗ-5440M9. Новая кабина, множество импортных компонентов, современная электроника и ориентация на рынки с жёсткими экологическими нормами Евро-6.
Интерьер также старались приблизить к европейским стандартам. Плавные линии, стильные элементы управления — всё для того, чтобы салон МАЗа не уступал бюджетным иностранным аналогам.
МАЗ-6516M9
Однако, возможно, эта панель оказалась слишком дорогой или сложной в производстве, а может, перевозчики не были готовы к таким новшествам. Пока эти машины продаются в основном в Беларуси. На последних собранных экземплярах передняя панель выглядит иначе, чем на первых образцах. Окончательный серийный вариант ещё не определён.
МАЗ-5440M9
Эксперименты и забытые проекты
Любопытно, что панель с опытных образцов пятого поколения архитектурно напоминает один забытый проект — капотные грузовики МАЗ-6440PA. Для кабин с ровным полом тогда предложили свежее решение, контрастирующее с серийными машинами.
МАЗ-6440PA
Грузовики с одним индексом сильно отличались. Один был классическим капотником со стандартной кабиной, а второй получил огромный жилой отсек, как у американских дальнобойщиков.
Приборные панели у них были одинаковые, даже на «американце» с более простой аудиосистемой.
МАЗ-6440PA
Спортивные версии: полёт фантазии
В завершение — уникальные интерьеры спортивных грузовиков, не связанные напрямую с основной продукцией. Это бескапотный МАЗ-5309RR и капотный МАЗ-6440RR. Их кабины не имеют шаблонов, они сугубо индивидуальны и могут меняться от сезона к сезону. Вот так выглядят гоночные МАЗы изнутри.
МАЗ-5309RR
Больше интересных статей здесь: Тюнинг.
Источник статьи: Кабины мазов – от уже забытых до еще никем не виданных.



