Кабины мазов – от уже забытых до еще никем не виданных

Внешне грузовики МАЗ знают все. Их определяют «влет» с любого ракурса, будь то заляпанный грязью по самую крышу лесовоз или маленькая точка тягача на горизонте. Не удивительно, за более чем семь десятилетий минские грузовики разошлись огромными тиражами по всем уголкам Советского Союза, а потом и СНГ.

А вот с интерьерами кабин не все так просто. И если внутренности «лобатых», которых еще полно на дорогах, опознаются относительно легко, то о «двухсотом» семействе стали уже забывать. Да и о совсем новых интерьерах известно немногим. А завод тем временем не дремлет…

Начну с известного всем факта. В 1947 году с конвейера минского автозавода сошел самосвал МАЗ-205. Он стал основоположником МАЗов первого поколения, известных всем как МАЗы «двухсотой» серии.

И если выдумаете, что вся его «приборка» состояла из спидометра, то глубоко ошибаетесь. К примеру, в МАЗ-200, который был восстановлен на самом предприятии, на передней панели можно увидеть целых восемь «циферблатов» различного назначения.

Правда, в остальном действительно аскетизм правит бал.

МАЗ-200

Только в 1965 году в массовое производство пошло второе поколение МАЗов – они же грузовики «пятисотого» семейства.

Несмотря на то, что прошло без малого два десятка лет, передняя панель МАЗов недалеко ушла от «первенца». И если первоначально она имела даже какой-то дизайн, то впоследствии была упрощена. Разве что голый металл укрыли пластиком, а так...

МАЗ-500

Зато во всем остальном кабина была шикарна. Просторная, с большой площадью остекления, с полноценным «спальником» - мечта, да и только. Особенно в свете того, что всю эту роскошь получили не только тягачи и грузовики для магистральных перевозок, но и самосвалы, автокраны и даже мусоровозы.

МАЗ-5335

Третье поколение МАЗов попало на конвейер в 1981 году. Совершенно новая кабина стала еще более просторной. Увеличенная высота позволила разместить второе спальное место. Впрочем, появился и «короткий» вариант исполнения, без спального отсека, что сделало «рабочие» версии менее универсальными.

Вместе с кабиной пришел и новый интерьер. Возможно, по нынешним меркам он и не представлял ничего особенного, но тогда – это было круто. Особенно на фоне «лобатых» МАЗов.

МАЗ-64221

Передняя панель не оставалась неизменной. Завод вел поиски, придумывал различные варианты оформления: для люксовых версий, для машин с немецкими моторами, для оригинальных панелей приборов.

МАЗ-54323

Но основная архитектура, пережив все усовершенствования, пришла в XXI век такой же, какой и была в XX-м. Только приборный щиток стал иной формы и наполнения, а так МАЗ как МАЗ.

Вот, взгляните на интерьер образца 2016 года…

МАЗ- 5516W4

Первый образец МАЗа четвертого поколения был изготовлен в 1991 году, однако в серию пошел только в 1997 году. Он имел совершенно новую кабину максимально возможного на тот момент размера – увеличить ее еще больше не позволяли размеры окрасочной камеры. Именно с нее, высокой и длинной, началась история семейства. Со временем появились отдельные версии для среднетоннажников, для строительной техники, для вездеходов и даже варианты с двухрядной планировкой.

МАЗ-5550B3

Однако интерьер при этом оставался таким же. Не сказать, что он совсем не изменился относительно грузовиков третьего поколения, но, если смотреть в целом – в плане дизайна ушел недалеко. И если в «нулевых» это было еще приемлемо, то с каждым годом он устаревал все сильнее.

МАЗ-6514A8

На заводе это понимали, и выдавали то один интерьер, то другой. В основном, естественно, для седельных тягачей, которым он был нужен как воздух.

Только в прошлом году из уст представителей завода прозвучало, что машины получат-таки новый интерьер в ближайшее время не в единичных экземплярах, а в серийном выпуске.

МАЗ-544028

Но и сейчас я бы не взялся утверждать, что это окончательный вариант. Работы над интерьером продолжаются и не исключено, что на замену обычным кнопкам и клавишам придут сенсорные.

МАЗ-544028

В 2014 году представлен грузовик пятого поколения МАЗ-5440M9. Теперь к новой кабине добавилась куча импортных комплектующих, куча электроники и ориентация на рынки, где требуется соответствие экологическим нормам Евро-6.

Как следствие, интерьер тоже постарались приблизить к европейским стандартам. Плавные линии, стильные кнопочки, в общем все то, что должно сделать МАЗ неотличимым по интерьеру от любой бюджетной иномарки.

МАЗ-6516M9

Но то ли панель чем-то не устроила технологов, то ли оказалась чересчур дорогой, то ли перевозчики не были готовы к такой новизне – машины продаются пока только в пределах Белоруссии. В общем, на последних собранных машинах, виденных мной, передняя панель выглядит не так, как на первых образцах. И какой она в итоге будет в серии, пока не ясно.

МАЗ-5440M9

Кстати, панель, применяемая на опытных образцах пятого поколения, оказалась по архитектуре очень похожа на еще одни проект, ныне подзабытый. Речь идет о двух «капотниках» МАЗ-6440PA. Тогда для кабин с ровным полом белорусы предложили новое решение, контрастно отличавшееся от серийных машин.

МАЗ-6440PA

Грузовики, имея одинаковый индекс, отличались друг от друга, как небо и земля. Если первый был просто капотный грузовик со стандартной кабиной МАЗ, то второй получил большой жилой отсек, почти как у «американцев».

А вот передняя панель на них стояла одинаковая, и на «американце» даже с более простой «магнитолкой».

МАЗ-6440PA

В завершении, вне всякой логики и без какой-либо привязки к основной продукции автозавода. Два варианта исполнения кабин для спортивных грузовиков – бескапотного МАЗ-5309RR и капотного МАЗ-6440RR. Они не имеют шаблона, очень индивидуальны и могут меняться от сезона к сезону. Так что просто для понимания, как выглядят спортивные МАЗы изнутри.

МАЗ-5309RR

Больше интересных статей здесь: Тюнинг.

Источник статьи: Кабины мазов – от уже забытых до еще никем не виданных.