Ситуация на российском рынке автозапчастей и расходных материалов становится всё более напряжённой. На фоне дефицита цены на необходимые детали и комплектующие продолжают расти, что болезненно отражается на всех участниках рынка: от обычных автовладельцев до крупных дилерских центров и транспортных компаний. Эти тревожные тенденции стали главной темой обсуждения на Межотраслевом автомобильном конгрессе (МАК), прошедшем в Москве 21 марта. Эксперты, опрошенные корреспондентом портала «АвтоВзгляд», поделились своим видением текущего состояния сферы обслуживания автомобилей и дали прогнозы на ближайшее будущее.
Туманные перспективы и переход на поддержанные авто
Конгресс, организованный компанией 3K Events, собрал ведущих специалистов автомобильной отрасли. Общая картина, которую они обрисовали, выглядит довольно пессимистично. Дефицит новых автомобилей вынуждает потребителей либо переходить на машины с пробегом, либо максимально продлевать жизнь уже имеющемуся транспорту. Эта тенденция в равной степени касается как легкового, так и коммерческого сектора, что порождает целый комплекс новых проблем, связанных с обслуживанием и ремонтом.
Проблемы с запчастями и сомнительные альтернативы
Алексей Подщеколдин, председатель дилерской сети «БН-Моторс», привёл конкретный пример: серьёзные сложности возникли с поставками запчастей для автомобилей Renault. Надежды на быструю замену китайскими аналогами не оправдываются, поскольку многие детали изначально не производились в Китае, а налаживание их выпуска — процесс длительный. Кроме того, качество предлагаемых китайских комплектующих часто оставляет желать лучшего, что делает сотрудничество с такими поставщиками рискованным.
Ситуация с кузовными деталями («телом») ещё сложнее. Азиатские производители и здесь не могут стать полноценной заменой. Детали часто имеют дефекты, не совпадают по точкам крепления или местам сварки. В завершение Подщеколдин отметил, что дефицит товаров, в том числе и автокомпонентов, будет только усиливаться.
Резкий рост цен и импровизация в ремонте
Сложности испытывают не только владельцы легковушек. Алексей Соболков, директор по развитию компании «Грузовичкоф», рассказал о резком подорожании запчастей для коммерческого транспорта. Например, блок управления двигателем для автомобиля ГАЗ, который раньше стоил около 7 000 рублей, теперь обходится минимум в 20 000. В таких условиях бизнес вынужден искать нестандартные решения: разбирать старые автомобили и перепрограммировать электронные блоки управления, чтобы продлить жизнь дорогостоящим узлам. В целом, по его словам, стоимость обслуживания автомобилей ГАЗель выросла примерно на 30%, хотя с наличием самих грузовиков и микроавтобусов проблем нет.
Китайские запчасти: доступно, но ненадёжно
От 30% до 40% запчастей для различных модификаций «ГАЗели» уже можно заказать из Китая. Однако их главный недостаток — ограниченный ресурс и низкая надёжность по сравнению с оригинальными деталями, которые производятся, например, в Нижнем Новгороде. Интересно, что с китайскими аналогами дизельных двигателей Cummins особых проблем не возникает, а вот для бензиновых моторов серии EvoTech найти качественные расходные материалы по-прежнему сложно.
Трудности с новыми логистическими маршрутами
Попытки наладить закупки в других странах пока сталкиваются с серьёзными препятствиями. Сотрудничество с турецкими поставщиками только начинает развиваться, а логистические цепочки из Ирана ещё не выстроены, что делает этот канал поставок непредсказуемым.
Выводы: новая волна дефицита и высокие риски
Даже у дилеров, сохранивших поставки основных расходников, таких как моторные масла, порой возникают проблемы с мелкими, но критически важными деталями, например, с клеммами аккумуляторов для различных моделей. Общий вывод экспертов неутешителен: уже в текущем году рынок может накрыть новая волна дефицита. При этом риски, связанные с покупкой китайской продукции, особенно металлических деталей и кузовных элементов, крайне высоки из-за большой вероятности получения бракованных товаров.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Проблемы только начинаются.



