Автомобили соцлагеря: чем заменяли советские "Жигули" и "Москвичи" в ГДР, Чехословакии, Польше и Румынии

В странах социалистического блока, как и в СССР, выбор автомобилей для рядового гражданина был невелик. Однако каждая из этих стран имела собственную автопромышленность, предлагавшую альтернативы советским "Москвичам" и "Жигулям". Эти машины, созданные в ГДР, Чехословакии, Польше и Румынии, были продуктами своего времени, отражая инженерные решения, экономические возможности и политические союзы. Давайте рассмотрим, какие автомобили выпускались в этих странах, как они выглядели, чем отличались от советских аналогов и сколько стоили.

ГДР: Наследие довоенного автопрома

После образования Германской Демократической Республики в 1949 году стране досталось богатое автомобильное наследие. Ключевую роль играл завод в Айзенахе, ранее принадлежавший BMW, где продолжили выпуск довеенных моделей. Параллельно в Цвиккау с 1950 года производился компактный IFA F9 с двухтактным трёхцилиндровым двигателем (0.9 л, 28 л.с.), который заложил основу для всех последующих автомобилей марки Wartburg.

Wartburg 353 — стильный автомобиль 1960-х, сочетавший современный дизайн с устаревшими технологиями.

На базе довоенного DKW был разработан Wartburg 311 (с 1955 года) — переднеприводный автомобиль среднего класса с рамной конструкцией и независимой подвеской. Его двигатель развивал 37 л.с. Существовало множество модификаций, включая родстер Wartburg 313 (1957 г.) с 50-сильным мотором. С 1962 года объём двигателя увеличили до 1 литра, а мощность — до 45 л.с.

Универсал Wartburg 353/1 Туризм — практичный вариант для семьи.

В 1967 году началось производство Wartburg 353, который визуально напоминал советские автомобили 1970-х. Эта модель стала ярким примером компромисса: современный кузов сочетался с устаревшей рамной конструкцией и двухтактным двигателем мощностью 50-55 л.с. Однако у него были и преимущества: передний привод, независимая подвеска и дисковые тормоза спереди (с 1969 года). Интересно, что прямоугольные фары "Москвича" позаимствовали именно у Wartburg.

Skoda 1000 MB — первый заднемоторный автомобиль из Млада-Болеслава, определивший концепцию завода на два десятилетия.

Удивительно, но Wartburg 353 пережил падение Берлинской стены. В 1988 году на смену устаревшему двухтактному двигателю пришёл 1.3-литровый силовой агрегат от Volkswagen мощностью 58 л.с. Около 10 000 таких автомобилей было импортировано в СССР, где они стали одними из первых доступных иномарок. Несмотря на хорошую сборку и надёжный мотор, "Вартбург" считался аутсайдером. Его производство прекратилось в 1991 году, тогда как "Жигули" выпускались ещё два десятилетия.

Чехословакия: "Шкода" для состоятельных граждан

Чехословацкая автомобильная промышленность была одной из самых развитых в соцлагере. Завод Škoda в Млада-Болеславе до войны выпускал качественные и технологичные автомобили. Однако в 1960-х годах произошёл радикальный поворот: для увеличения объёмов производства была выбрана заднемоторная компоновка — простая и технологичная. Так в 1964 году появилась Škoda 1000 MB с 1-литровым двигателем (40-43 л.с.). По габаритам и мощности она была близка к "Москвичу-408" и "Запорожцу".

Производство семейства Škoda 100/110 началось в 1969 году.

Заднемоторная концепция оказалась очень живучей. В 1969 году дебютировало новое семейство Škoda 100/110 с обновлённым дизайном и дисковыми тормозами спереди. Эти автомобили с двигателями 48-52 л.с. конкурировали с "Москвичом-408", но уступали по простору и мощности более современным "Москвичу-412" и "Жигулям".

Спортивное купе Škoda 110R — редкий для соцлагеря пример двухдверного автомобиля.

При этом Škoda оставалась единственным производителем в блоке, выпускавшим двухдверные купе. Škoda 110R с 52-сильным двигателем, благодаря меньшему весу, по динамике не уступала советским аналогам.

Базовой моделью чехословацкого семейства в 1976 году стала Škoda 105L.

В 1976 году началось производство нового заднемоторного семейства с современными кузовами. Линейка включала модели от базовой Škoda 105 (45 л.с.) до более мощных Škoda 120 (50-55 л.с.) и спортивных купе Garde/Rapid. С 1981 года появились версии с 1.3-литровыми двигателями (59-63 л.с.) и пятиступенчатой коробкой передач.

Škoda Garde (Rapid) — последнее спортивное купе из стран соцлагеря.

Заднемоторные Škoda выпускались до 1990 года. С 1987 года завод освоил производство переднеприводного хэтчбека Škoda Favorit с кузовом от ателье Bertone и тем же 1.3-литровым двигателем. Эта модель уже была ближе по концепции к советской "Самаре".

Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.

Польша: Возвращение к итальянским корням

Польская Народная Республика после войны возобновила сотрудничество с итальянским концерном Fiat. В 1967 году началось производство Polski Fiat 125P. В отличие от "Жигулей", которые были глубоко переработаны, польская модель почти полностью копировала итальянский оригинал. Это был седан и универсал с дисковыми тормозами на всех колёсах, но с упрощённой задней подвеской на листовых рессорах. Двигатели объёмом 1.3 и 1.5 литра развивали 60 и 70 л.с. соответственно.

Polski Fiat 125P выпускался с двигателями 1.3 и 1.5 л.

Польский Fiat также выпускался в кузове универсал.

В 1978 году появился угловатый хэтчбек FSO Polonez, созданный на агрегатах Fiat 125P. По сути, он был прямым аналогом советского ИЖ-2125 "Комби". В 1980-х даже выпускалась небольшая партия трёхдверных купе.

Хэтчбек FSO Polonez на платформе Polski Fiat 125P.

Polonez оказался долгожителем: его производство продолжалось до 2004 года. Последние версии оснащались 1.6-литровым бензиновым двигателем (76 л.с.) и даже 1.9-литровым дизелем.

Румыния: Французский союзник

Социалистическая Республика Румыния выбрала в партнёры французскую компанию Renault. В 1969 году началось производство лицензионного Renault 12 под именем Dacia 1300. Это был элегантный переднеприводный седан с современным дизайном и 1.3-литровым двигателем мощностью 54 л.с. Позже выпускались и универсалы.

Dacia 1300 — румынская версия переднеприводного Renault 12.

Через десять лет модель модернизировали: Dacia 1310 получила обновлённый дизайн и 1.4-литровый двигатель (58-62 л.с.). С 1982 года выпускалась Dacia 1410 с 1.6-литровым мотором (73 л.с.).

Универсал на базе Dacia 1300.

Dacia пережила румынский социализм и выпускалась до 2004 года.

Цены и престиж в соцлагере

Как и советские автомобили, машины из соцстран экспортировались на западные рынки, где их цены иногда были выше. Например, в Великобритании начала 1970-х Wartburg Knight и Škoda 100L стоили дороже "Москвича-412", но "Жигули" (Lada) обычно оценивались выше своих восточноевропейских аналогов.

Внутри соцлагеря советские автомобили, особенно "Лады", считались более престижными и были дороже базовых "Вартбургов" и "Шкод". Граждане соцстран, как и советские люди, стояли в очереди за машинами, при этом дефицит наших "Жигулей" был особенно высок.

В качестве примера: в ГДР середины 1970-х ВАЗ-2101 стоил 21 000 марок, тогда как Wartburg 353 — 16 950 марок, Škoda 105L — 17 450 марок. При этом Dacia 1300 и Polski Fiat 125p оценивались в 22 000 марок, что было дешевле престижной "Лады" ВАЗ-2103 (23 000 марок) и ВАЗ-2106 (24 600 марок).

В начале 1990-х интерес к советским автомобилям на рынках Восточной Европы резко упал, уступив место иномаркам. Это ознаменовало конец эпохи, когда автомобили соцстран были не просто средством передвижения, а символами целой политической и экономической системы.

источник

Автомобильная техника Изобретения История автомобилестроения СССР Советское производство Двигатель ВТОВАЗ Ретро Автомобили Хочу знать всё 60-е 50-е годы Модификация Skoda Запчасти Длинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Братья по лагерю: что в соцстранах выпускали вместо «Жигулей» и «Москвичей».