Автопарк Иосифа Сталина: роскошь, броня и государственные тайны

Автомобильные пристрастия советского лидера

Всем привет! Сегодня мы заглянем в гараж одного из самых влиятельных правителей XX века — Иосифа Сталина. За его политическими решениями и государственными делами скрывалась менее известная, но очень яркая страсть — любовь к роскошным и мощным автомобилям. В то время как официальная история фокусируется на достижениях, личный транспорт вождя раскрывает другую сторону его личности.

От первого «Воксхолла» до американской мощи

Автомобильная биография Сталина началась с Vaxhall 1914 года, который, впрочем, быстро разочаровал слабым двигателем. После Гражданской войны ситуация изменилась: правительство закупило партию скоростных американских седанов для военных нужд. Один из них, способный развивать невероятные для той эпохи 130 км/ч, был закреплен лично за Сталиным. Это положило начало его коллекции.

Страсть вождя к автотранспорту была безграничной. Его парк пополнялся американскими марками и легендарными Rolls-Royce. Чешский писатель Хофмайстер был поражен, увидев на берегу Москвы-реки целую коллекцию этих британских автомобилей — такого скопления роскоши он не встречал больше нигде.

Дипломатические подарки и капризы цвета

В 1933 году, на волне улучшения отношений с США, Сталину презентовали роскошный Packard Twelve, оснащенный по последнему слову техники бронекапсулой. Несмотря на восхищение подарком, белый цвет кузова категорически не устроил вождя. Он немедленно распорядился перекрасить автомобиль в строгий черный, соответствующий статусу правительственного транспорта.

Однако использование шикарных иностранных машин создавало идеологическую проблему. Демонстрация такой роскоши могла стать плохим примером для простых рабочих и крестьян. Это привело к запуску в начале 1930-х годов секретной программы по созданию отечественных автомобилей для партийной элиты.

Обратите внимание: Не все знают об этих внедорожниках.

Первая попытка, лимузин «Ленинград-1» на базе «Паккарда», была отвергнута Сталиным из-за недостаточной мощности и комфорта. Заказ передали специалистам, которые уже имели опыт создания бронированных автомобилей.

Венец советского автопрома: ЗИС-110

Результатом этих усилий стал ЗИС-110, представленный в 1947 году. Этот высокотехнологичный семиместный лимузин был тихим, мощным и мог разгоняться до 140 км/ч. Особое внимание уделили шумоизоляции салона — чтобы чиновники могли обсуждать секретные вопросы, не опасаясь утечки информации.

На базе этой модели создали несколько модификаций, включая «Скорую помощь 110А» и «Фаэтон 110Б». Параллельно велась совершенно секретная работа над бронированной версией, получившей кодовое название «Изделие №100».

Личный броневик вождя: ЗИС-115

Итогом этой работы стал ЗИС-115 — бронеавтомобиль, созданный специально для Сталина. Он был оснащен самой современной (на тот момент) системой бронирования, усиленной подвеской и мощным двигателем. Вес машины превышал 5 тонн, что потребовало серьезных технических доработок.

Автомобиль поражал уровнем комфорта: тонированные стекла, кондиционер и сиденья, набитые гагачьим пухом. Однако даже увеличенная мощность не позволяла тяжеловесу разогнаться быстрее 100 км/ч. Первый экземпляр сошел с конвейера в 1948 году. Несмотря на создание бронированных лимузинов на других заводах (ГАЗ, «Красная звезда»), именно ЗИСы оставались главным транспортом для высшего руководства.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Многие не знают этого, потому что принято говорить о достижениях политиков, но не про их жизнь.