Кризис немецкого автопрома: как санкции и энергетический шок ведут к переносу производства в Китай

Экономический фон: от макроэкономики к реальным проблемам

События на Украине и их последствия для Европы начинают напрямую влиять на ключевые отрасли экономики, в частности, на автомобильную промышленность Германии. Традиционный немецкий автопром, каким мы его знали десятилетиями, стоит на пороге фундаментальных изменений, которые могут привести к его фактическому исчезновению в прежнем виде. Хотя макроэкономические показатели, такие как прогнозируемое падение ВВП Германии на 0.4% в 2023 году, могут казаться абстрактными, их последствия ощутимы для каждого. Германия, будучи главным донором бюджета ЕС, сталкивается с проблемами, которые могут дестабилизировать всю европейскую экономику.

Энергетический кризис как удар по промышленности

Основа немецкой экономической мощи — тяжелая промышленность — десятилетиями зависела от доступных российских энергоресурсов. Отказ от них в рамках санкционной политики привел к резкому росту стоимости энергии, особенно природного газа, который теперь закупается по высоким ценам у американских поставщиков. Это напрямую снижает конкурентоспособность немецких заводов, включая автомобильные конвейеры, для работы которых необходимы стабильные и недорогие энергия и сырье.

Тревожные сигналы: падение экспорта и дорогой литий

Первые признаки проблем уже видны. Немецкий экспорт, где около 20% составляет продукция автопрома (в частности, двигатели), демонстрирует спад. Поставки автомобильных двигателей в Китай, ключевой рынок, с начала 2023 года сократились более чем на 25%. Это серьезный индикатор снижения спроса и конкурентоспособности.

Парадоксально, но даже переход на электромобили, который многим видится спасением для европейского автопрома, сталкивается с препятствиями. Ключевой компонент для аккумуляторов — литий — в Европе практически не добывается. Его цена на мировом рынке взлетела с 12 000 до 83 000 долларов за тонну с начала 2021 года. Основными поставщиками и держателями месторождений являются Китай и страны Южной Америки, причем китайский капитал контролирует значительную часть глобальной добычи. Таким образом, зависимость от импорта и высокая стоимость сырья делают производство электромобилей в Европе дорогим предприятием.

Обратите внимание: Dodge Power Wagon 1999 года указал на будущее экологичных пикапов уже более 20 лет назад.

Сужение рынка и растущие риски

Результатом становится неизбежное удорожание автомобилей, даже для самих немцев, чей потребительский спрос в 2023 году снизился на 1.7%. Кризис уже затронул смежные отрасли — химическую, металлургическую и строительную, создав угрозу для примерно 600 тысяч рабочих мест. Падение покупательной способности и промышленный спад могут обрушить спрос на внутреннем авторынке.

Единственный выход: бегство в Китай

В этой ситуации у европейского, и особенно немецкого, автопрома остается лишь один стратегический выход — перенос производства в регионы с более низкими издержками. Премиум-бренды, возможно, продержатся дольше, эксплуатируя свой имидж для состоятельных покупателей, но и они сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны корейских и китайских марок. Для массового сегмента (VW, Dacia, Renault, Fiat) повышение цен — не вариант.

Альтернативные рынки не спасают: в США европейские бюджетные модели мало востребованы, возврат на рынок России невозможен по политическим причинам, а рынки Азии и Ближнего Востока ограничены. Индия же уже представляет собой поле жесткой конкуренции в бюджетном сегменте. Таким образом, Китай остается единственным логичным направлением — это и огромный рынок сбыта, и место, где уже создана промышленная инфраструктура (заводы и инженерные центры) многих немецких концернов.

Будущее: немецкие бренды, китайское производство

В итоге, в обозримом будущем легендарные немецкие автомобильные марки могут остаться «немецкими» лишь по названию и в маркетинговых материалах. Львиная доля их производства, вероятно, переместится в Китай. Для европейского потребителя это означает рост цен и сокращение выбора, а для самой Европы — потерю одного из ключевых промышленных столпов. Остается лишь наблюдать за этим неизбежным, но печальным для Старого Света процессом.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Невеселое будущее европейского автопрома.