Тяжелое положение российского автопрома
Современный этап для российского автомобилестроения можно охарактеризовать как один из самых сложных за последние десятилетия. Исходной точкой кризиса стал уход с рынка международных автобрендов и прекращение импортных поставок ключевых компонентов. В ответ отечественные производители, включая флагмана отрасли — АвтоВАЗ, были вынуждены перейти на выпуск упрощенных моделей. Несмотря на то, что конвейеры продолжают работать, а автомобили поступают в продажу, общая ситуация для автогиганта остается крайне напряженной и вызывает серьезные опасения.
Острая нехватка лакокрасочных материалов
Одной из наиболее наглядных проблем стал дефицит автомобильной краски. Официально подтверждено, что АвтоВАЗ испытывает серьезные трудности с поставками лакокрасочных материалов, что привело к резкому сокращению цветовой палитры. Первые сигналы о проблемах появились еще в конце 2022 года, а к 2023 году ситуация только усугубилась. В результате производство было вынуждено адаптироваться: модель Lada Granta сейчас сходит с конвейера преимущественно в черном цвете, изредка появляются белые машины, а Lada Niva Travel выпускается исключительно в темно-зеленом.
Корень проблемы кроется в цепочке поставок. Краска закупалась у производителей, которые зависели от импортного сырья, доступ к которому был ограничен. Нет сырья — нет и конечного продукта. Пока АвтоВАЗ официально не комментирует ситуацию, но Минпромторг обещает найти решение, вероятно, за счет перехода на сырье из Китая. Отдельную тревогу вызывает вопрос с катафорезным грунтом, отсутствие которого может привести к выпуску автомобилей без оцинковки кузова. Такие машины подвержены быстрой коррозии, что серьезно ударит по их долговечности и репутации бренда.
Проблемы с поставками и монополизация рынка
Сложности не ограничиваются краской. Например, резинотехнические изделия (РТИ) для автомобилей Lada поставляет компания из Балаково, которая в текущих условиях стала фактическим монополистом.
Обратите внимание: Нашли в деревне копейку сошедшую одной из первых с конвеера Тольяттинского АвтоВаза, рассказываю в каком она состоянии сегодня.
Стремительный рост цен и потеря конкурентоспособности
Вследствие удорожания комплектующих итоговая цена автомобилей неуклонно растет. Базовая Lada Granta теперь стартует с отметки в 678 тысяч рублей на официальном сайте, что ставит под сомнение ее статус самого доступного народного автомобиля. У дилеров цены еще выше из-за наценок. Ситуация с более премиальной Lada Vesta выглядит еще более драматично: по некоторым данным, дилерские запасы по стране ограничены, а цена на машины дорестайлинговой версии достигает 1.5–2 млн рублей. За обновленные модели просят уже свыше 2 млн, приближаясь к отметке в 3 миллиона.
В такой ценовой категории для многих покупателей логичнее обратить внимание на китайские кроссоверы, которые зачастую предлагают лучшее оснащение и современный дизайн. Динамика продаж это подтверждает: в январе 2023 года продажи АвтоВАЗа выросли лишь на 5% в годовом сравнении, в то время как спрос на китайские автомобили увеличился более чем в два раза.
Выводы и перспективы
Таким образом, пока поставщики АвтоВАЗа будут диктовать свои условия и повышать цены, стоимость автомобилей Lada будет продолжать расти, а их привлекательность для потребителя — падать. Для стабилизации ситуации, по мнению автора, необходимо активное вмешательство государственных регуляторов. Однако на данный момент в фокусе внимания власти, судя по новостям, находятся другие проекты, такие как возрождение марки «Москвич» или локализация сборки китайских электромобилей под новыми российскими брендами. Эти шаги, безусловно, важны, но они не решают системных проблем ключевого отечественного автопроизводителя.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: АвтоВАЗ идет на дно.
