Почему в России нет дешёвых китайских автомобилей: сертификация вместо сговора

Рынок без бюджетных вариантов

Сегодня на российском рынке представлены китайские автомобили стоимостью от двух до семи миллионов рублей. Однако простого покупателя волнует вопрос: куда пропали действительно доступные машины, которые можно было бы приобрести за один миллион или около того? Независимо от типа двигателя — гибрид, бензин или дизель — ключевым барьером остаётся высокая цена. Создаётся впечатление, что сегмент бюджетных автомобилей намеренно оставлен отечественным производителям, компаниям, занимающимся локализацией, и новым игрокам, таким как Иран. Неужели это результат картельного сговора?

В последние годы поиск и разоблачение различных теорий заговора стало для многих россиян своеобразным интеллектуальным хобби. События вроде пандемии или специальных военных операций часто объясняются происками тайных сил — от рептилоидов до масонских орденов. Телевизионные сюжеты, сопровождаемые драматичной музыкой, лишь укрепляют веру в то, что ничего не происходит случайно. Однако далеко не всегда корень проблем лежит во внешних «зловещих силах».

Миф о сегментации рынка

Например, в ситуации с китайскими автомобилями, которые прочно заняли средний ценовой сегмент, многие видят скрытый договор между импортёрами. Согласно этой теории, бюджетный класс отдан «Жигулям» и УАЗам, средний — китайским брендам, а премиум-сегмент остаётся за такими марками, как Range Rover и Mercedes-Benz. Таким образом, обычному человеку по умолчанию доступны только отечественные модели, и то если повезёт купить новую.

Совпадение? Вряд ли! Однако если отойти от конспирологических предположений и взглянуть на ситуацию объективно, теория заговора рассыпается. Реальная причина отсутствия дешёвых китайских автомобилей в России кроется в системе сертификации, действующей в стране.

Бремя высоких стандартов

Вспомним, что ранее Россия стремилась соответствовать стандартам развитых стран, в частности, ввела жёсткие экологические нормы — Евро-5 и Евро-6. Именно эти требования стали непреодолимым барьером для действительно бюджетных моделей из Китая, которые изначально не проектировались под такие стандарты. Это касается как импортируемых, так и локализованных в России автомобилей. Возникает вопрос: почему тогда иранские производители или отечественные заводы в Тольятти и Ульяновске не сталкиваются с такими же сложностями?

Последние полтора года показали, что слепое следование чужим нормам может быть бессмысленным, особенно когда сами авторы этих норм не всегда их придерживаются. Получается парадоксальная ситуация: Россия продолжает «резать по живому», ограничивая импорт, чтобы угодить стандартам, которые уже не актуальны в новых реалиях.

Экологические нормы и «болотная арифметика»

Интересно, что в основе европейских экологических расчётов лежит так называемая «болотная арифметика». Влиятельные экологи, вдохновлённые идеями в стиле Греты Тунберг, разработали систему квот на выбросы углекислого газа для каждой страны. Размер квоты определяется площадью болот, поскольку они являются естественными поглотителями CO₂.

Крупнейшее в мире болото Пантанал находится в Бразилии и занимает 200 000 км². На втором месте — болото Судд в Южном Судане (57 000 км²). Бронза достаётся Васюганским болотам в Западной Сибири, площадь которых составляет 53 000 км². Для сравнения: это больше, чем территория некоторых европейских государств.

Европе, в отличие от России, с её болотами не повезло — их там практически нет. Поэтому введение жёстких экологических норм в первую очередь ударило по самим европейским производителям. Хотя европейцы известны своей склонностью к самокритике, они ещё не полностью приняли эту «болотную» логику и продолжают её обсуждать.

Время для собственных правил

Возникает резонный вопрос: зачем России нужен стандарт Евро-6, если существует насущная потребность в создании собственного, более адекватного норматива — условного «Рус-1»? Зачем следовать чужим правилам, если их создатели сами не всегда им следуют? Пока ответа нет. Ситуация изменится только тогда, когда в стране появятся собственные компетентные институты и организации, способные разработать разумные и реалистичные стандарты. До тех пор рынок будет страдать от искусственных ограничений, а потребители — переплачивать за автомобили.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сговор.