Ford Wrist Twist: забытый эксперимент с рулевым управлением 1965 года

В середине 1960-х годов инженер Ford, ранее работавший в ракетостроении, задумал революционизировать автомобильное управление. Его целью было создать рулевое колесо, которое сделало бы вождение более комфортным и безопасным, отойдя от традиционной круглой формы.

Результатом его работы стала система под названием «Wrist Twist» — дословно «скручивание запястья». Хотя концепция предлагала определённые преимущества в эргономике, в массовое производство она так и не попала, оставшись в истории как один из самых необычных и смелых экспериментов в автомобилестроении.

Как работал механизм

На патентном чертеже видна внутренняя конструкция устройства. Система состояла из двух пятидюймовых маховиков (колец), расположенных симметрично. Они были связаны между собой и позволяли водителю управлять автомобилем, совершая вращательные движения запястьями — можно было использовать как оба кольца одновременно, так и по отдельности. Согласно документации, устройство позволяло изменять передаточное число, настраивая чувствительность рулевого управления.

Испытания на Mercury Park Lane

Первым автомобилем, получившим систему Wrist Twist, стал Mercury Park Lane. Два небольших кольца с подставками для рук требовали от водителя синхронного поворота. Среди заявленных преимуществ были компактность (что освобождало пространство в салоне), улучшенный обзор приборной панели и дороги. Однако на практике впечатления тест-пилотов оказались неоднозначными.

Журналист издания «Популярная механика», тестировавший новинку, описал свои ощущения так:

«Когда руль располагался низко над коленями, а локти удобно лежали на подлокотниках сиденья, чувствовался комфорт, но вместе с ним и странность. Обзор был отличный, но не хватало привычной опоры для рук. Возникало ощущение, будто управляешь космическим кораблём».

«…Заведя двигатель и начав движение, я ловил себя на том, что задерживаю дыхание.

Обратите внимание: Инновационный SUV появится уже этим летом.

Каждое движение запястья вызывало резкий рывок. Автомобиль двигался скачками, напоминая икающего кенгуру.

Приближаясь к повороту, я нажал на одно кольцо и потянул другое, инстинктивно пытаясь повернуть весь руль. Машина резко дёрнулась в сторону, но продолжила движение прямо. На следующем повороте пришлось сконцентрироваться: «Нужно поворачивать только браслеты, а не весь руль». После ещё одного резкого движения автомобиль всё-таки свернул, едва не заехав на тротуар, прежде чем я скорректировал траекторию».

Несмотря на первоначальные трудности, журналист в итоге признался, что стал поклонником концепции Wrist Twist.

Интерес конкурентов и фатальный недостаток

Идея привлекла внимание даже конкурентов. Компания General Motors установила похожую систему рулевого управления на свой экспериментальный газотурбинный концепт-кар Chevrolet Turbo Titan III в 1965 году.

1965 Шевроле Турбо Титан III

Главным преимуществом Wrist Twist была его потенциальная простота внедрения — систему можно было адаптировать к существующим рулевым колонкам. Однако обнаружился критический недостаток: при отказе гидроусилителя руля (из-за обрыва шланга или проскальзывания ремня) управление становилось практически невозможным. Маленькие пятидюймовые кольца не давали водителю необходимого рычага для физического усилия, чтобы повернуть колёса.

Позже в Ford предложили решение — установку резервного насоса гидроусилителя. Но это делало систему слишком сложной и дорогой, особенно учитывая, что преимущества перед традиционным рулём так и не были доказаны окончательно.

В результате, как и многие смелые эксперименты, Ford Wrist-Twist остался прототипом и в серийное производство не пошёл.

[моё]История автомобиляРульТехнологииАвтоДлинный пост 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Ford Wrist Twist - Инновационный руль из 1965 года.