Lada Gorbi: как футуристический проект Луиджи Колани связал Ниву, биодизайн и Горбачёва

Легендарный советский внедорожник ВАЗ-2121 «Нива», выпущенный 5 апреля 1977 года, завоевал мировое признание. Одним из самых необычных и ярких проектов, прославивших эту модель на Западе, стал концепт-кар Lada Gorbi, созданный эксцентричным дизайнером Луиджи Колани. В чём же связь этого автомобиля с именем советского лидера Михаила Горбачёва?

Мастер биодизайна и его философия

Луиджи Колани, немецкий художник и дизайнер, прославился своими радикальными проектами в стиле «биодизайн». Он черпал вдохновение в природных формах, стремясь воплотить в металле и пластике плавность линий, подобных течению воды или дуновению ветра. Его работы, от бытовых предметов до транспортных средств, часто выглядели футуристично и даже гротескно. Колани называл это протестом против скучной стандартизации и «безликой урбанизации».

Политический контекст как источник вдохновения

Конец 1980-х годов ознаменовался перестройкой и политикой Михаила Горбачёва, который вызвал большой интерес и симпатии на Западе. Популярность советского лидера, которого там ласково называли «Горби», породила волну интереса ко всему советскому, включая автопром. Луиджи Колани, всегда чуткий к трендам, решил создать проект, который бы объединил дух перемен в СССР, космические амбиции страны и её суровые ландшафты. Объектом для модификации он выбрал уже известную в мире и перспективную «Ниву».

Рождение Lada Gorbi: от шасси до космоболота

В 1987 году Колани представил миру результат своей работы. От оригинальной «Нивы» осталось лишь доработанное шасси с приводом на задние колеса. На место штатного двигателя был установлен 200-сильный мотор, который, по заявлению создателей, позволял разгоняться до 200 км/ч. Всё остальное было радикально новым: кузов-монокок из стеклопластика с огромным круглым лобовым стеклом, футуристичная оптика, открытые колёсные арки с внедорожными шинами и двухместный салон с откидными креслами. Автомобиль напоминал то ли багги, то ли луноход.

«Земля круглая, и все небесные тела круглые... Вот почему мой мир тоже круглый», — объяснял Колани округлые формы своего творения. Высокий клиренс лишь усиливал ассоциации с транспортным средством для покорения других планет.

Триумф на выставках и встреча с генсеком

Назвав проект «Lada Gorbi», дизайнер отправил его на выставку ВДНХ в 1987 году, где автомобиль имел оглушительный успех и привлёк внимание мировой прессы. Ходили слухи о попытках Колани наладить мелкосерийное производство на ВАЗе, но проект оказался слишком сложным для реализации. Более того, сам дизайнер встречался с Михаилом Горбачёвым, предлагая ему идеи по созданию биометрического сверхскоростного поезда для СССР, однако эта инициатива не получила развития.

Обратите внимание: В России начали тестировать беспилотный Камаз, в 2023 году тесты будут проводится на трассе общего пользования.

Наследие проекта

Несмотря на коммерческую несостоятельность, Lada Gorbi стал важной частью автомобильной истории. Колани, построивший автомобиль на свои средства, выставлял его на различных салонах вплоть до середины 1990-х, где он неизменно собирал толпы зрителей. Этот проект стал символом эпохи, смелым экспериментом на стыке дизайна, политики и технологий, который и сегодня заставляет удивляться смелости замысла.

***

Таким образом, Lada Gorbi — это не просто модифицированная «Нива», а артефакт своего времени. Он связал воедино футуристическое видение Луиджи Колани, популярность советского внедорожника и исторический момент «горбачёвской» перестройки, оставив после себя яркую и незабываемую легенду.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Lada Gorbi: что общего у автомобиля и Горбачева.