Система охлаждения двигателя — это жизненно важный узел любого автомобиля, а радиатор играет в ней ключевую роль, отводя избыточное тепло. Поломка этой системы может привести к мгновенному и серьезному повреждению двигателя. Среди всех компонентов особого внимания заслуживают, казалось бы, незначительные детали — крышка радиатора и крышка расширительного бачка. Их исправность критически важна для здоровья всей системы.

Конструкция и принцип работы этих важных деталей.
Функции и принцип работы
Крышки радиатора и расширительного бачка конструктивно схожи и выполняют две ключевые функции. Во-первых, они удаляют воздух из системы охлаждения. Во-вторых, в зависимости от температуры и давления, они регулируют поток охлаждающей жидкости между основным контуром и расширительным бачком.
При нагревании антифриз расширяется, увеличиваясь в объеме. В замкнутой системе это создает избыточное давление. Без специального клапана такое давление могло бы привести к разрыву патрубков, радиатора или других соединительных элементов.

Помимо герметизации, клапан в крышке радиатора выполняет функцию предохранительного и перепускного устройства. Он срабатывает при достижении определенного давления (обычно в диапазоне 0,8–1,2 бар, как указано производителем), стравливая излишки жидкости в бачок. Если этот клапан заклинит в закрытом положении, давление в системе превысит критический уровень, что грозит повреждениями. Если же клапан будет постоянно открыт или не будет держать давление, система разгерметизируется и потеряет эффективность.
Опасность воздуха в системе: Воздушные пробки — еще один серьезный враг системы охлаждения. Воздух нагревается сильнее и быстрее, чем антифриз, и его скопления могут привести к локальному перегреву, особенно в верхней части двигателя (головке блока цилиндров), а также к некорректной работе клапана крышки.
Диагностика неисправностей
Наиболее точный способ проверки — диагностика на сервисе, где специалисты измеряют давление в системе на прогретом двигателе. Это позволяет определить, соответствует ли оно норме.
Обратите внимание: Выбор сетки для дополнительной защиты радиатора автомобиля.
Если проблема в крышке, ее следует немедленно заменить — это недорогая, но важная деталь.Если замена крышки не помогла, причиной повышенного давления могут быть более серьезные неисправности, например, микротрещины в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ). Через них газы из камеры сгорания могут проникать в систему охлаждения, повышая давление и температуру. Предварительно это можно проверить самостоятельно на хорошо прогретом двигателе: попробуйте сжать рукой верхние патрубки системы охлаждения. В норме они должны быть упругими, но поддаваться сжатию. Если патрубок стал твердым, как камень («деревянным»), это явный признак критически высокого давления, и проблему нужно срочно искать.

Также важно поддерживать правильный уровень антифриза. При его недостатке клапан крышки не сможет корректно выполнять свою функцию перекачивания жидкости, что нарушит работу всей системы. Регулярная замена этих недорогих, но критически важных деталей — простая профилактика, которая может уберечь от капитального ремонта двигателя.

***
Дополнительные факторы риска
Повышенное давление и температура могут быть вызваны и другими причинами. Одна из них — несвоевременная замена помпы (водяного насоса). Изношенный насос не обеспечивает полноценную циркуляцию антифриза, что ведет к локальным перегревам. Своевременная замена помпы по регламенту — забота о надежности автомобиля в долгих поездках.
Не забывайте и о самом антифризе. Со временем он теряет свои свойства, в нем могут выпадать осадки, которые засоряют каналы и ускоряют износ помпы (поскольку жидкость также выполняет смазывающую функцию для ее подшипников). Просроченный антифриз — прямая дорога к перегреву двигателя.
Особое внимание летом: В жаркое время года нагрузка на систему охлаждения многократно возрастает. Любая, даже мелкая неисправность, может быстро перерасти в серьезную поломку. Экономия на «мелочах» вроде крышки радиатора или антифриза часто оборачивается крупными затратами на ремонт. Регулярная проверка и профилактика системы охлаждения — это инвестиция в долгую и беспроблемную жизнь вашего автомобиля.
Мой Транспорт Автомобилистам Полезные изобретения инженера Запчасти для автомобильного радиатора Информация для водителя автомобиля Длинный пост 3
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Важные мелочи: для чего нужна пробка радиатора.