
Всем привет! Сегодня мы подробно разберем тему, которая вызывает много споров и недопонимания — утилизационный сбор на автомобили. В последнее время в интернете, в том числе на Пикабу, появляется множество поверхностных и ошибочных суждений на этот счет. Давайте вместе разберемся в сути этого сбора, отбросив мифы и домыслы.

Что говорит закон?
Для начала обратимся к официальному определению. Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор — это платеж, который взимается с каждого колесного транспортного средства (включая самоходные машины и прицепы), ввозимого в Россию или произведенного на ее территории. Цель сбора — обеспечение экологической безопасности, то есть компенсация потенциального вреда, который автомобиль наносит окружающей среде и здоровью людей на протяжении всего своего жизненного цикла, с учетом его характеристик и износа.

Разрушаем мифы об утильсборе
Миф 1: Это плата за утилизацию автомобиля в конце его срока службы.

Реальность: Это не так. Если внимательно прочитать закон, становится ясно: утилизационный сбор — это по сути экологический налог на эксплуатацию транспортного средства. Он призван компенсировать государству будущие затраты на ликвидацию того совокупного вреда, который машина причиняет природе и обществу за все время своей «жизни» на дорогах.

Миф 2: Если я сам сдам старую машину на утилизацию, государство вернет мне уплаченный сбор.

Реальность: И это заблуждение. Сбор платится не за факт утилизации, а за право пользоваться автомобилем, который в процессе эксплуатации неизбежно загрязняет среду. Выхлопные газы, протечки технических жидкостей, микрочастицы от износа шин, тормозных колодок и дисков — все это попадает в почву, воду и воздух. Со временем сам автомобиль превращается в сложный отход. Сбор — это авансовый платеж за нейтрализацию этого комплексного ущерба.

Важный нюанс: в отличие от транспортного налога, который платит владелец, утильсбор изначально вносится производителем или импортером автомобиля и уже включен в его конечную цену. Таким образом, избежать его уплаты невозможно.

Миф 3: Собранные деньги идут прямиком на АвтоВАЗ и там разворовываются.

Реальность: Средства от утилизационного сбора поступают в федеральный бюджет. Далее они распределяются на различные государственные нужды, которые могут включать программы по охране окружающей среды, здравоохранению и другие важные задачи. Более того, утильсбор платят все, включая российских производителей вроде АвтоВАЗа, «Москвича» или Haval. Однако для стимулирования локализации производства государство предоставляет таким компаниям субсидии, частично компенсирующие эти затраты. Чем выше доля российских комплектующих, тем больше компенсация. Таким образом, утильсбор стал инструментом экономической политики, побуждающим иностранные бренды открывать производства в России.

Кроме того, сбор является дополнительным источником доходов для бюджета, что особенно актуально. В ближайшее время вероятно его повышение, что, с одной стороны, может стимулировать дальнейшую локализацию, а с другой — пополнить казну.
Обратите внимание: Повышенный утильсбор: за что доплатят владельцы «серых» авто.

Миф 4: Повышение утильсбора ударит только по иномаркам, а цены на АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ не вырастут.

Реальность: Цены на автомобили российского производства также с высокой вероятностью вырастут. Но причина не в «жадности» производителя, а в экономической логике. Любой бизнес должен покрывать издержки и получать прибыль. Российские автозаводы, как правило, имеют меньшие объемы производства по сравнению с крупными китайскими конкурентами. Это означает более высокую себестоимость единицы продукции.
Упрощенный пример: если заводу нужно заработать 1 рубль с машины, но он продает в два раза меньше автомобилей, чем конкурент, то для достижения той же общей прибыли ему придется закладывать большую наценку в цену каждой машины. Это создает порочный круг: чтобы продавать дешевле, нужны большие объемы, а чтобы достичь больших объемов, нужны низкие цены.

Повышение утильсбора для всех игроков рынка может изменить эту ситуацию. Оно создает пространство для маневра: российские производители могут либо незначительно поднять цены, воспользовавшись общим ростом стоимости машин на рынке, либо оставить их на прежнем уровне, увеличив тем самым свою конкурентоспособность. Кроме того, государство, получив дополнительные доходы в бюджет, может направить часть средств на поддержку отечественного автопрома в виде инвестиций или субсидий.

Закрывать АвтоВАЗ или другие национальные предприятия, отпустив рынок в «свободное плавание», — стратегически неверно. Автомобильная промышленность — это тысячи рабочих мест, технологическая независимость и важная часть экономики. В условиях нестабильности наличие собственного производства — вопрос национальной безопасности.


Вместо заключения
На этом пока все. Тема утилизационного сбора сложна и многогранна, она находится на стыке экологии, экономики и государственного регулирования. Данный пост будет дополняться, если в комментариях появятся новые вопросы или распространенные заблуждения. Если я в чем-то ошибся или упустил важный аспект — буду рад конструктивной дискуссии. Спасибо, что дочитали!
Ваш #CARTIME
Теги: [Мой] Политический сбор за утилизацию автомобилей Утилизация АвтоВАЗ Китай Автомобили Длинная Статья 23
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Утильсбор.



