Глава I. Выбор авто для путешествий. Основные ошибки.
Любая грамотная доработка всегда делается под определенные задачи и всегда представляет собой компромисс. Компромисс между поведением на асфальте и на бездорожье, между размерами и весом, между мощностью и надёжностью...
Давайте разбираться, как с умом распределить ограниченный бюджет, что сделать в первую очередь, что во-вторую, а что и вовсе не делать. Начнём по порядку, от самого нужного к спорному и бесполезному.
"Только максимальный бодилифт и 37 грязевые колеса заставят пацанов на районе уважать тебя и покажут, что ты настоящий джипер". Джейсон Стейтем.
Для тех, кому важно доехать и вернуться, а не уважение пацанов с района, работаем по следующем алгоритму:
Первый этап. Защита:
- Обслуживание и замена всего неисправного. Хороший тюнинг всегда начинается с ремонта.
- Шноркель. Must have. Кроме того, что он поможет не напиться мотору в луже, ещё и меньше пыли летит. Первое, что стоит сделать.
- Лебедка. Ставил бы сразу после шноркеля . Это то, что поможет вернуться домой. Не 35-е колёса, которые помогут подальше застрять, а лебедка. Заднюю я не ставил и не планирую, не езжу туда, где она может понадобиться. Тут же стоит сразу задуматься о генераторе увеличенной мощности и выносе его на максимально высокую точку под капотом.
- Сопуны. Сопуны коробки и мостов нужно вывести выше предполагаемой ватерлинии сразу. Это можно не делать конечно, но менять масла постоянно после купания напрягает. Работа легкая, быстрая, потом сэкономит кучу сил и средств.
- Силовой отвес:
Защита мотора и коробки первым делом. Хорошие, толстые, не фольга в 1 мм. Сплошным листом до самого хвоста я бы не делал, в болоте может сработать присоской, а может и лыжей, тут как пойдёт, но все что может обездвижить машинную нужно однозначно защитить.
Пороги - нужная штука, удобно залезать, за них можно джечиться и в колеях брёвна кузовом толкать не надо.
Багажник. Полезная вещь. Главное правильно сделать, что бы края выступали за кузов по бокам, будет дополнительной защитой от деревьев при кренах. Туда же можно вынести запаску и кучу всего. Плюс на него можно залезть, что бы сфоткать что-то сверху.
Без багажника тоже можно жить ...Бампера. Спорная и необязательная вещь. По общим правилам сказал бы так, если не понимаешь зачем оно тебе надо, значит не надо. Не забывайте про вес силового бампера с лебедкой под 100 кг, увеличение расхода, нагрузку на ходовую и прочие минусы.
Второй этап. Нападение:
- Колеса.
Отдельная дискуссионная и спорная тема. Будет отдельная статья, что бы не перегружать эту.
Зимой - на зимних!Исходя из того, что путешествие это 5000 км по асфальту, 500 по плохой дороге, 50 - по очень плохой, не вижу смысла волочить большие грязевые тапки. Хорошие 33 АТ подойдут в 99% случаев. Я на таких от мыса Немецкого до Магарамкента доехал и мне их везде хватило. Туда, где грязи по зеркала, мне просто не надо. Страдать 90% времени по трассе на огромных мудях ради счастья от проезда болотца, не мой вариант. Расход больше, управляемость на асфальте хуже... Если 33 не лезут без лифта, можно начать с вариантов и поменьше, ничего страшного
И самое главное, зимой нужно ездить на зимней резине, кто бы вам что не рассказывал. Не на грязевой, не на всесезонной, зимой - зимняя резина! Расскажу в статье про резину почему.
- Лифт. Вещь, которую все бегут делать первой, сами не понимая зачем. По нему можно написать статей 10 наверное и не затронуть все аспекты. Но, если коротко, то:
Бодилифт - поднятие кузова над рамой за счёт проставок. Нужен, что бы все поняли, что серьезный парень в основном.
Обратите внимание: Лучшие внедорожники 2020 года.
Экстренная мера, при установке колеса бОльшего размера, когда за счёт ходовой поднять больше не получается.Больше функций нет… Никак сам по себе бодилифт не влияет на проходимость, поднимается кузов над рамой, но не мосты над землей и в колее вы так же будете висеть на них, как и без бодилифта. Отрицательно сказывается на центре тяжести, как следствие на кренах и общей управляемости. Популярность приобрел в основном из-за стоимости.
Лифт ходовой - дело правильно и благородное, но дорогое. Помимо всего прочего улучшает артикуляцию подвески, что сводит к минимуму такие неприятные вещи как вывешивание, например.
- Блокировки. Для основной массы бесполезная и ненужная опция, особенно в начале пути, но их наличие дико интересует всех окружающих. У меня есть все.
Главное заблуждение, что они очень сильно помогают ехать по бездорожью. Если встал, включаешь блоки и пошёл, как танк пахать поле. Это легкое преувеличение, примерно на 100%) Если вы сидите на мостах в колее, можете включить все блоки, но вероятно ещё глубже закопаетесь. Застрял - крути лебедку, спускай колёса, копай, доставай трос. Веток под колёса накидать полезнее будет.
Зачем их ставят? Вещь специфическая и достаточно утилитарная. Используется в режиме, включил, проехал препятствие, выключил. В режиме включил и пошёл рыть болото проживут не долго, как и коробка.
Я обычно включаю на зыбких грунтах, когда надо аккуратно проехать и не раскопать колею, потому что за мной еще кто-то едет. Так же помогает при вывешивании естественно или переехать бревно большое, например. Но случаи когда нужно, что бы крутилось сразу 3 или 4 колеса одновременно в путешествиях крайне редки и их почти всегда можно избежать. Обычно блокировки лично мне помогают проехать более аккуратно сложный участок, что бы не проходить на скорости и минимизировать нагрузку на авто.
Третий этап. Если остались деньги:
- Дополнительное охлаждение коробки, если у вас автомат. На случай перегрузок и риска перегрева.
- Дополнительный свет.
Сильно выручает на старых машинах с плохим основным в лесах, полях и болотах. Штука не обязательная, но очень полезная. Глаза не казенные, если ездите часто по ночам, сильно поможет.
- Спальник.
Если в палатке вам не нравится, то да. Даже с палаткой, если приезжаешь в ливень, проще заползти на спальник, а не вот это вот все))) Ночевать на стоянках и заправках очень удобно в дороге.
- Автономка.
Очень нужная вещь. Помимо понятных функций, во влажных регионах отлично сушит салон и мокрые вещи, развешанные в машине. Обязательна при ночевке в холодное время года в бензиновой машине! В заведённой спать не нужно, можно умереть и это не шутка. В дизельной можно, в бензиновой - нет!
- Второй аккумулятор. Опция, делать не обаятельно, но можно. В идеале повесить на реле типа УРА-400, что бы один всегда оставался заряженным. Поможет не высадить батарею на стоянке.
- Защитное покрытие кузова, типа Раптор, Лайн-Х и прочие. Дорого! Делать стоит, когда своя краска кончилась и все равно надо красить.
- Бушвакеры. Смотрятся классно)) Болота летит меньше. Очень сильно опция. У меня куплены год назад, до сих пор не поставил.
- Дополнительный бак. Задумываюсь об этом второй год, но реально мест, где не хватает основного и пары канистр, крайне и крайне мало. Хотя хороший экспедиционник в идеале должен иметь запас хода минимум 1000 км, а лучше 2000.
- Компрессор для подкачки и продувки можно купить переносной. У меня интегрированный из-за пневмоблокировок. Главное мощный и подключаемый к аккумулятору напрямую, а не к прикуривателю.
Список не исчерпывающий. Есть куча доработок, которые нужно делать в конкретных машинах и под конкретные поездки, о которых я ничего не сказал. Но если вы только начинаете, вам его явно хватит. Наверное вы пока не задумываетесь как реализовать подогрев переливной трубки дизеля из дополнительного бака в основной при температуре в -50 С.
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь было полезно. Ваши лайки, коменты и подписки помогут прочитать этот материал большему количеству людей. По традиции критика и дополнения крайне приветствуются в комментариях. Это помогает сделать материал лучше и полнее, вам буду благодарен и я и следующие читатели.
#внедорожник #выбор автомобиля #автопутешествие #путешествие
#туризм #юракира #туристы #путешествие на машине
#внутренний туризм #путешествия по россии
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Внедорожник для путешествий. Глава ii. Тюнинг и подготовка к экспедициям.