Момент на колесах 560 тыс. Нм: как монстр-трак разгоняет 5 тонн до 112 км/ч за 3 секунды

Это видео — наглядная демонстрация идеальных условий для экстремального автоспорта, где огромные шины монстр-траков работают на родном для них грунте. Для масштаба: на переднем плане виден стандартный гоночный автомобиль Marshall, рядом с которым гигантские машины выглядят особенно внушительно.

Какой крутящий момент нужен, чтобы сдвинуть такую махину?

Чтобы понять, как машина весом в несколько тонн может так резко стартовать, разберем на примере монстр-трака "Extreme Overkill". Какой же крутящий момент скрывается в его трансмиссии?

Давайте проведем расчеты и узнаем, какие силы приводят в движение этого стального гиганта.

Сердце машины: двигатель «Мерлин»

Под капотом "Extreme Overkill" установлен 9,4-литровый (572 куб. дюйма) метаноловый двигатель с механическим нагнетателем, известный как «Мерлин». Его мощность составляет 1500 лошадиных сил, а крутящий момент — 1790 Ньютон-метров (1320 фунт-фут). Ресурс такого мотора до капитального ремонта — всего 28-32 часа работы.

Трансмиссия: от двигателя к колесам

В монстр-траках обычно используется двухступенчатая автоматическая коробка передач, часто на базе старой модели GM "Powerglide". Для соревнований её переводят на ручное управление. Нас интересует первая передача с передаточным числом 1.76 (для скорости) или 1.82 (для тяги). В расчетах возьмем более скоростной вариант — 1.76.

Умножаем момент двигателя на это число: 1790 Нм × 1.76 = 3150 Нм на выходе из коробки передач.

Раздаточная коробка: умножение силы

Далее момент попадает в трехосную раздаточную коробку. Сначала он проходит через верхнюю передачу (коэффициент 1.3), а затем через нижнюю (коэффициент 7.6).

Последовательно умножаем:
Верхняя передача: 3150 Нм × 1.3 = 4095 Нм.
Нижняя передача: 4095 Нм × 7.6 = 31 122 Нм на выходе из раздатки.

Мосты и бортовые редукторы: финальное усиление

Крутящий момент распределяется на оба ведущих моста (межосевого дифференциала обычно нет). Главная пара моста имеет передаточное число 3:1.

31 122 Нм × 3 = 93 366 Нм (это момент, делящийся на 4 полуоси).
Но внутри каждой ступицы скрыт еще один усилитель — колесный (бортовой) редуктор с передаточным числом 6:1.

Обратите внимание: Топ 3 марки зимней резины, которые любят автолюбители в России..

Финальный расчет:
93 366 Нм × 6 = 560 196 Нм — общий крутящий момент на всех четырех колесах на первой передаче! Это примерно 140 049 Нм на каждое колесо.
На второй (прямой) передаче момент меньше, но все равно колоссален — около 318 334 Нм.

Почему машина не делает сальто на старте?

С такими цифрами кажется, что монстр-трак должен кувыркаться на месте. Этого не происходит по нескольким ключевым причинам:

  1. Ограниченные обороты двигателя (до ~5000 об/мин) быстро достигают предела.
  2. Гидротрансформатор в трансмиссии смягчает и передает момент не полностью, часть энергии теряется на проскальзывании и перекачке масла.
  3. Огромная масса и шины. Вес в 5 тонн, распределенный на широченные колеса, создает низкое удельное давление на грунт. Колеса часто буксуют, что ограничивает сцепление.
  4. Смещение массы. При резком старте нагрузка уходит на заднюю ось, передние колеса почти не касаются земли, что вдвое уменьшает площадь сцепления.
  5. Гигантские вращающиеся массы. Двигателю приходится раскручивать не только трансмиссию, но и массивные колеса (каждое — около 600 кг шины, диска и ступицы), что съедает огромную энергию.

Интересный факт: в эпоху дрэг-соревнований команды специально затачивали грунтозацепы на сельскохозяйственных шинах для лучшего сцепления.

Сейчас, когда шоу сместилось в сторону фристайла и прыжков, такая модификация почти не применяется.

Надеюсь, расчеты и объяснения были понятными и интересными. Если где-то закралась ошибка — готов ее исправить!

Источники и доказательства:
1 https://www.enginebuildermag.com/2020/02/monster-jam-monster-trucks-and-their-engines/
2 https://www.edmunds.com/car-reviews/features/testing-the-gra...
3 https://www.popularmechanics.com/cars/trucks/how-to/g2500/the-ultimate-monster-truck-take-an-inside-look-at-grave-digger/
4 www.tciauto.com
5 www.scsgearbox.com
6 https://www.dieselworldmag.com/events/pri-2016-look-inside-the-massive-show/
7 https://www.thefabricator.com/tubepipejournal/article/tubepipefabrication/the-anatomy-of-a-monster-truck

Спасибо, что дочитали до конца! В награду — осознание мощи, скрытой в этих механических титанах.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: "Момент на колесах 560 тыс. Нм" или "Как разогнать 5 тонн неуправляемых резины и стали до 112 км/ч за 3 секунды?".