В Советском Союзе, где личный автомобиль был редкой привилегией, представители творческой и научной элиты, известные спортсмены и деятели культуры часто начинали свой путь с отечественных моделей, но неизменно стремились к обладанию иномаркой. Для многих зарубежный автомобиль был не просто средством передвижения, а символом статуса, успеха и связи с внешним миром.
Эпоха особых разрешений
До Великой Отечественной войны магазинов по продаже автомобилей в СССР практически не существовало. Личный транспорт был доступен лишь узкому кругу лиц, приближенных к власти. Право на покупку машины нужно было заслужить или выпросить, обращаясь с прошением на самый высокий уровень — например, к председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. В случае одобрения гражданин мог приобрести отечественный ГАЗ-М1 или ЗИС-101, а в исключительных случаях — иномарку.
Одним из первых частных автомобилей в послереволюционной Москве стал Renault NN 6CV поэта Владимира Маяковского. С большими трудностями получив разрешение, он привез машину из Парижа в 1928 году. Интересно, что сам Маяковский за руль так и не сел — автомобилем управляла его подруга и муза Лиля Брик, которая и настояла на этой покупке.

Лиля Брик и Renault NN 6CV Владимира Маяковского.
Знаменитые летчики-испытатели также привозили автомобили из-за рубежа: Валерий Чкалов — Packard Eight, а Михаил Громов — экзотический переднеприводный кабриолет Cord 812, который вызывал изумление у всей Москвы. Максим Горький, поселившись в особняке Степана Рябушинского, получил в пользование роскошный «Линкольн». Эта американская марка была довольно популярна в советских верхах: кабриолеты «Линкольн» работали в «Интуристе», а на открытом Lincoln KA какое-то время разъезжал режиссер Сергей Эйзенштейн.

Линкольн КБ, подаренный Максиму Горькому. Рижский моторный музей.
От трофеев до дипломатических продаж
После войны в страну хлынул поток трофейных автомобилей, а также некоторое количество американских машин, ведь США тогда еще считались союзником. Целый парк трофейных авто, включая лимузин Horch 951A и два Mercedes, был у певицы Лидии Руслановой и ее мужа, генерала Владимира Крюкова. Редкий спортивный BMW 328 Mille Miglia, один из четырех существовавших экземпляров, принадлежал авиаконструктору Артему Микояну. Позже этот автомобиль, сменив нескольких владельцев, уехал в США, где был продан за 5,6 миллиона долларов.

Ford Mustang, принадлежавший когда-то хореографу Шамилю Ягудину.
Актриса Валентина Серова и ее муж, писатель Константин Симонов, владели несколькими машинами, включая кастомный Opel и, по слухам, Cadillac, привезенный из Америки. Особой легендой стал Cadillac V8 пианиста Глеба Плаксина. Купив его в 1947 году, он привез машину в СССР в 1955-м и ездил на этом «Кадиллаке» вплоть до начала 2000-х годов, что стало уникальным случаем долголетия для иномарки в советских условиях.

Пианист и актер Глеб Плаксин на «Кадиллаке» ездил более 50 лет.
В 1960-70-е годы количество иномарок в стране снова начало расти. Люди со связями могли приобрести подержанные автомобили через Управление по делам дипломатического корпуса (УДК), которое продавало машины иностранцев, покидавших СССР. Особой популярностью пользовались Mercedes и американские модели. Писатель Федор Шахмагонов, например, ездил на огромном Cadillac Fleetwood, который ранее обслуживал американского посла.
Дары из-за рубежа и личные импорты
Некоторые знаменитости получали автомобили в качестве подарков за рубежом или привозили их сами. Балерина Майя Плисецкая получила во Франции Citroen DS. Шахматист Анатолий Карпов за победу в чемпионате Германии был награжден Mercedes-Benz W116. Владимир Высоцкий пригнал из Германии свой знаменитый синий Mercedes, а первой его иномаркой стал Renault 16, который временно привезла в Москву его жена, актриса Марина Влади.
В семье Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской было три иномарки, включая Land Rover. Ярко-красным Dodge Charger владел журналист-международник Мелор Стуруа. Даже относительно простые Volkswagen Käfer (в народе — «Жук») в СССР считались престижными. На таком автомобиле ездил «солнечный клоун» Олег Попов, а позже — популярный актер Савелий Крамаров.

Dodge Charger от журналиста Мэлора Стуруа.

Звезда советского цирка – знаменитый клоун Олег Попов и его «Фольксваген Каефер.
Особняком стояла коллекция журналиста Виктора Луи, который, как считается, выполнял секретные поручения спецслужб. Помимо роскошного дома, он владел несколькими редкими иномарками, включая Porsche 911 и уникальный довоенный Bentley 4¼ литра с кузовом от немецкого ателье Erdmann & Rossi.

Журналист и секретный агент Виктор Луи и его редкий довоенный «Бентли.
Трудности владения
Однако радость от обладания престижной иномаркой часто омрачалась суровой реальностью советского сервиса. С запчастями были огромные проблемы. Их везли из-за границы, искали на разборках или умельцы заменяли оригинальные узлы отечественными аналогами. Порой гибриды получались весьма причудливыми: например, знаменитый Chevrolet Corvette каскадера Александра Микулина в итоге получил двигатель V8 от советской «Чайки».
Несмотря на все трудности, многие из этих иномарок пережили своих владельцев и эпоху, сохранившись до наших дней. История автомобилей советских знаменитостей — это не просто рассказ о машинах, а часть культурного и социального контекста целой страны, где личный транспорт был тесно связан с системой привилегий, доступом к ресурсам и особым положением в обществе.
Источник
АвтоСССРЗнаменитостиЛиля БрикМаксим ГорькийПришвинАлексей ТолстойОлег ПоповДлинный пост 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР.

