Символ эпохи: как Trabant стал легендой
В истории Германской Демократической Республики (ГДР) было несколько узнаваемых символов: Берлинская стена, телебашня в Берлине и знаменитый поцелуй Брежнева и Хонеккера. Но, пожалуй, самым доступным и массовым символом восточногерманской повседневности стал автомобиль Trabant. Этот небольшой автомобильчик олицетворял целую эпоху и жизнь миллионов людей.
Трабант 601 — самая массовая и узнаваемая модель.
На территории Восточной Германии выпускалось немало автомобилей, но именно «Трабант» занял место народного любимца и главной модели. Интересно, что его популярность была настолько высока, что люди были готовы годами ждать своей очереди на покупку. Эта ситуация была характерна не только для ГДР, но и для других стран социалистического блока, куда Trabant активно экспортировался. Для своих владельцев он был не просто средством передвижения, а предметом гордости и заботы, который лелеяли и берегли.
Кабриолет Tramp — одна из модификаций.
От обожания к насмешкам и обратно
Судьба «Трабанта» полна парадоксов. Со временем отношение к нему резко изменилось: из предмета желания он превратился в объект насмешек. Его начали критиковать и высмеивать, а с остановкой производства казалось, что эпоха «Трабанта» безвозвратно ушла. Однако прошло не так много времени, и он обрёл вторую жизнь, став культовым объектом для коллекционеров и ценителей ретро-автомобилей. Потребовалось всего пару десятилетий, чтобы из символа отсталости он превратился в символ ностальгии и исторической ценности.
Прогрессивный для своего времени дизайн
Если оценивать конструкцию Trabant по меркам конца 1950-х годов, окажется, что это был довольно передовой автомобиль. Его технические решения во многом опережали время:
Передний привод — улучшенная управляемость и компактность.
Поперечное расположение двигателя — рациональное использование пространства под капотом.
Полностью независимая подвеска — обеспечивала комфорт на неровных дорогах.
Пластиковые панели кузова — инновационное решение для снижения веса и борьбы с коррозией.
Масса всего 620 кг — лёгкость конструкции положительно влияла на динамику и расход топлива.
Сердцем автомобиля был двухцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. Независимая подвеска на поперечных рессорах была простым, но эффективным решением. Конечно, к 1970-м годам эти технологии уже не казались передовыми, но в момент своего дебюта Trabant мог на равных конкурировать со многими европейскими аналогами.
Трабант P50 — одна из ранних версий.
Исторические корни: от DKW до спутника
История Trabant уходит корнями в довоенную Германию. Его концепция была унаследована от популярных переднеприводных автомобилей компании DKW. После Второй мировой войны завод DKW в Саксонии оказался в советской зоне оккупации. На его мощностях начался выпуск довоенных моделей под маркой IFA.
Специальный класс DKW — предшественник «Трабанта».
После модернизации и получения нового кузова автомобиль назвали «Цвиккау» — в честь города, где располагалось производство. Это была уже немного другая машина с двигателем 0.5 литра. В 1957 году, после очередного обновления, автомобиль получил своё легендарное имя — «Трабант» (с немецкого «спутник» или «товарищ»). Это название было данью уважения первому советскому искусственному спутнику Земли.
В 1964 году состоялась последняя серьёзная модернизация: объём двигателя вырос до 0.6 литра (23 л.с.), а позже мощность увеличили до 26 лошадиных сил. Так появился Trabant 601, который затем выпускался почти 30 лет без существенных изменений, что стало и его преимуществом (надёжность, доступность запчастей), и главным недостатком (моральное устаревание).
Кузов из твёрдого пластика — фирменная особенность.
Инновационный кузов из «фенольной смолы»
Визитной карточкой Trabant стал его уникальный кузов. Он состоял из пластиковых панелей из термореактивного пластика (в советских журналах его называли «фенольной смолой»), которые крепились на стальной каркас. Позже это решение часто высмеивали, но на момент создания оно было прогрессивным. Более того, сама технология была разработана ещё в конце 1930-х годов для автомобилей DKW, когда дефицит стали заставил искать альтернативные материалы.
Необычные особенности «маленького товарища»
Trabant обладал рядом характерных и даже курьёзных особенностей, которые выделяли его на фоне других автомобилей:
Внутренние дефлекторы вентиляции — воздуховоды были расположены не снаружи, а внутри салона.
Механические корректоры фар — с помощью специального рычага водитель мог регулировать угол наклона света.
Необычный контроль топлива — вместо привычного указателя уровня в баке был щуп, а на панели приборов — лишь лампочка резерва.
Скромный запас хода — при расходе около 9 литров на 100 км и баке на 26 литров далеко уехать не получалось.
Особенная система зажигания — на каждый цилиндр приходилось по две независимые катушки, что было простым и рациональным решением.
Двухтактный двигатель объёмом 0.6 литра работал на особой топливной смеси: 40 частей бензина на 1 часть масла. Впрочем, как отмечали владельцы, точность пропорций не была критичной — двигатель был неприхотлив и прощал небольшие отклонения.
Базовой моделью был двухдверный седан Trabant 601, но особой популярностью пользовалась версия Universal — практичный универсал. В восточногерманской рекламе часто изображали молодую семью, загружающую в такой автомобиль, например, большой цветной телевизор, что подчёркивало его вместительность.
Аскетичный, но продуманный интерьер
Салон Trabant был образцом немецкого аскетизма и функциональности. Приборная панель содержала лишь самое необходимое: спидометр, несколько контрольных ламп, индикатор резерва топлива. Тахометр и радио были опциями, доступными за дополнительную плату.
Интересной особенностью был так называемый «экономайзер» — устройство с зелёной и красной лампочками. Зелёная загоралась при экономичной манере езды, красная — при слишком активном разгоне. Такая «подсказка» была весьма актуальна при небольшом баке и немалом расходе топлива.
Несмотря на простоту, подвеска на поперечных рессорах обеспечивала приемлемый комфорт, а тормозная система вполне справлялась с лёгкой машиной.
Закат эпохи и попытка возрождения
Если в 1950-60-е годы Trabant был современным автомобилем, то к 1970-м он начал стремительно устаревать, а в 1980-х стал восприниматься почти как анахронизм. Люди покупали его не от восторга, а за неимением альтернативы. Производство окончательно остановили в 1991 году. В последние годы выпуска некоторые модели даже оснащали 1.1-литровым двигателем от Volkswagen, но это уже не могло спасти ситуацию.
Легендарный статус и несостоявшееся возвращение
Сегодня Trabant — это однозначно легенда. Его статус обусловлен несколькими факторами:
Тираж более 3 миллионов экземпляров — огромная цифра для автомобиля одной страны.
Более 30 лет производства — редкое долголетие для одной модели.
Символ ушедшей эпохи — продукт страны (ГДР) и мира (социалистического лагеря), которых больше нет.
Поучительная история — пример того, как даже удачный автомобиль может устареть без своевременной модернизации.
В 2008 году права на бренд приобрела компания Herpa, известная производством масштабных моделей. У неё возникла амбициозная идея — возродить Trabant как современный электромобиль. На Франкфуртском автосалоне 2009 года был представлен концепт Trabant nT.
К сожалению, как это часто бывает в автомобильном мире, проекту не хватило финансирования. Обещание вернуть на дороги обновлённую легенду Восточной Германии так и осталось нереализованным, став ещё одной грустной страницей в истории этого уникального автомобиля.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобиль ГДР - Trabant.


