История коммунальной техники в СССР — это путь от ручного труда к сложным машинам, полный экспериментов, инженерных находок и трудностей. В стране создавали множество «механических дворников», конструкции которых порой поражали своей оригинальностью.
Грязь как часть советского быта
Современному человеку, гуляющему по чистым московским улицам, сложно представить, что в советскую эпоху ситуация была иной. Кинофильмы часто романтизируют прошлое, но историческая реальность была другой: грязь, пыль и мусор были постоянными спутниками городской жизни. Чистота в СССР возводилась в ранг общественно-политического события, ярким примером чему были субботники. Однако в остальное время к беспорядку относились стоически. Существовала даже философия, что чистота — это не там, где убирают, а там, где не мусорят. При этом профессия дворника часто считалась непрестижной, о чем красноречиво говорит распространенная родительская угроза: «Не будешь хорошо учиться — станешь дворником!».
На фото — уборочная машина неизвестной марки с двигателем УД-2, снятая в Ленинграде в 1980-е годы. Такие образцы техники были частью повседневной борьбы за чистоту.
Первые шаги механизации: от лошадей к моторам
Попытки облегчить труд уборщиков предпринимались еще до революции. В 1901 году Москва закупила первую механическую подметальную машину «Салюс» французского производства. Это была конная тележка с баком для воды и цилиндрической щеткой из бразильского пальмового волокна. Механизм приводился в движение от вращения колес. Позже, в 1914 году, экспериментировали с поливочными машинами «Даймлер», но они лишь поливали улицы, не убирая грязь.
Машина «Салюс», названная в честь богини чистоты, была первым шагом к механизации тяжелого ручного труда.
С приходом советской власти вопрос механизации встал острее. В 1926 году обратили внимание на американскую подметальную машину Kinney, которая не только сметала мусор щетками, но и собирала его на конвейерную ленту в бункер. Однако даже импортная техника не гарантировала чистоты, особенно зимой.
Московский поливочный поезд 1914 года на шасси «Даймлер». Надпись «М.Г.У.» означала «Московское Городское Управление».
Создание системы и военные годы
В 1936 году был создан Московский городской трест по уборке улиц — специальная организация, отвечавшая за механизацию. Власти выделяли средства, проводили выставки техники, но парк машин оставался скромным. К 1937 году в распоряжении треста было всего 40 поливалок, 25 подметальных машин и 10 снегоочистителей.
К 1941 году парк вырос: появились комбинированные дорожные машины (КДМ) на шасси ЯГ-6 и подметальные машины ПУ-5 на базе ГАЗ-АА. Известный исторический факт: после парада пленных немцев в Москве в 1944 году по улицам прошли поливальные машины ПМ-4 и подметальные ПУ-5, символически смывая следы врага.
Подметальная машина ПУ-7 на базе ГАЗ-АА, выпущенная в 1945 году. Ее строгий дизайн стал частью послевоенного облика столицы.
Машина ПЛ-3 1951 года, созданная на узлах трактора «Универсал-1», — пример поиска решений для уборки тротуаров.
Послевоенные инновации и проблема тротуаров
После войны остро встал вопрос об уборке тротуаров и дворов, где крупная техника была бесполезна. Конструкторы столкнулись с дефицитом подходящих маломощных шасси. Приходилось проявлять изобретательность: так, для машины ПТ-4 использовали одноосный садовый трактор (мотоблок). Эти конструкции выглядели футуристично, но часто оставались прототипами.
Машина ПТ-4 на базе мотоблока — пример нестандартного подхода к созданию тротуарной техники.
Прорывом стала машина для чистки тротуаров Т-1 (1958 г.). Она состояла из двух модулей: тракторного с двигателем и рабочего с оборудованием. За ней последовали другие разработки: компактный Т-2 на базе мотоблока и более универсальный ТУМ-57 («транспортно-уборочная машина»), который даже стал героем курсов вождения в Ленинграде.
Семейство машин на базе ГАЗ-69: Т-3, Т-1 и Т-2 — результат работы конструкторского бюро УБМ.
Расцвет «ТУМов» и поиск идеала
В 1963 году появился ТУМ-975 «Труженик», ставший, пожалуй, самой массовой и узнаваемой машиной такого класса. Благодаря надежности и маневренности он использовался не только в городах, но и на железнодорожных станциях по всей стране.
ТУМ-975 в новом районе Москвы, 1963 год. Эти машины стали символом коммунального хозяйства на десятилетия.
Несмотря на творческий подход, техника часто страдала от низкого качества производства: щетки плохо мели, пылесосы не собирали, а раздували пыль, гидравлика текла. Это заставляло коммунальщиков смотреть на западные образцы. На международных выставках, таких как «Интербытмаш-68», советские специалисты знакомились с передовыми технологиями.
Отреставрированный ТУМ-975 1975 года выпуска — живая история коммунальной техники.
Самоделки, «Унимоги» и рыночная эпоха
Дефицит техники порождал кустарное творчество. Дворник Иван Поликарпов в 1976 году построил самодельную машину для чистки тротуаров «Броневик», получив на нее авторское свидетельство. Его изобретение даже освещалось в центральных газетах.
Самодельная машина дворника Ивана Поликарпова «Броневик» — пример народной смекалки в борьбе с грязью.
К Олимпиаде-80 Москва закупила партию западногерманских универсальных машин Unimog, которые произвели фурор. Их возможности казались безграничными, но высокая стоимость и сложность ограничивали массовое применение. В 1990-е годы, после распада СССР, были попытки наладить собственное производство аналогов «Унимога», но многие проекты так и остались на бумаге.
Самоходное шасси МШ-02 (ГАЗ-8017) 1996 года — одна из поздних советских и постсоветских разработок, так и не вышедшая в крупную серию.
Наследие и современность
История советской коммунальной техники — это история поиска баланса между универсальностью и специализацией, между импортными технологиями и отечественными разработками. Многие идеи, опробованные в СССР, от машин на мотоблочном шасси до модульных конструкций, нашли свое развитие позже. Сегодня российские предприятия, такие как калужский завод, выпускающий технику по лицензии швейцарской компании Bucher, продолжают дело, начатое десятилетия назад. А робот-пылесос Pixel, представленный в 2023 году, символически замыкает эволюцию — от конной тележки «Салюс» к автономным машинам, обещающим окончательно изменить труд уборщика.
Робот-пылесос Pixel — взгляд в будущее, где техника окончательно возьмет на себя рутинную работу по уборке.
источник
Автомобильное оборудование Изобретения СССР Советские автомобили История Двигатели Хочу знать все Ретро автомобили Редкие 60-е Спецтехника Спецтехника Запчасти Грузовики Модификации 70-х 80-е Длинный пост 1Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Грязь, пыль и мусор скапливались повсюду»: как в СССР боролись за чистоту улиц и какая техника в этом помогала.
