Стоимость труда инженера: почему простая деталь не может стоить дешево

Эта статья родилась как ответ на пост, где человек искал мастера для изготовления кронштейна суппорта. Сразу оговорюсь: я инженер-конструктор, поэтому мой взгляд на ситуацию субъективен и основан на профессиональном опыте.

Казалось бы, что сложного — сделать кронштейн? Заказчику нужна деталь, инженер выполняет работу и получает оплату. Взаимовыгодное сотрудничество. Однако в комментариях появился пользователь с ником Табенсик, который с возмущением заявил, что такая деталь должна стоить не больше 3000 рублей, и даже указал марку стали, пытаясь выглядеть экспертом.

Именно такие комментарии и заставили меня взяться за написание этого материала.

Меня раздражает не конкретный человек, а распространенная тенденция обесценивать труд специалистов, не понимая всей сложности процесса.

Уважаемые коллеги и заказчики, давайте разберемся: инженеры действительно «жадные», или мы просто не считаем реальную стоимость работы? Предлагаю провести детальный расчет.

Разбор полетов: из чего складывается цена

Начнем с самого начала — с материалов. Чтобы максимально упростить задачу, возьмем цены с OZON. Нам понадобится заготовка из алюминиевого сплава D16T.

Одна заготовка обойдется в 1787 рублей.

Для двух деталей (на всякий случай) материал потянет на 3574 рубля. Но это только цветочки.

Проектирование: невидимая часть айсберга

Следующий этап — создание 3D-модели. Для этого нужно точно «привязать» будущий кронштейн к мотоциклу. Недостаточно просто снять размеры рулеткой. Чтобы учесть все нюансы геометрии и точек крепления, необходимо отсканировать область установки тормозов. Для этого требуется дорогостоящий 3D-сканер и навыки работы с ним.

Я не часто пользуюсь такими услугами, но два сканирования (самой вилки и места установки) обойдутся примерно в 6000 рублей.

Сканируем посадочные места на вилке мотоцикла.

Сканируем сам суппорт, чтобы точно определить его положение.

Имея на руках данные сканирования, можно приступать к моделированию в САПР. Стоимость этой работы целиком зависит от времени и квалификации инженера. Кто-то справится за полчаса, а кому-то потребуется целый день.

Обратите внимание: Самая дорогая Toyota Century стоимостью выше 10 млн. руб..

Я оцениваю свою работу по созданию модели в 4000 рублей.

Процесс моделирования кронштейна в программе.

Итерации и проверки: страховка от ошибок

Можно было бы сразу отдать модель на станок, но что, если в расчетах закралась ошибка? Испорченная заготовка — это потеря времени и денег. Поэтому следующий логичный шаг — печать прототипа на 3D-принтере.

Напечатанный пластиковый прототип позволяет проверить посадку и сборку на месте. При обнаружении ошибок цикл моделирования и печати повторяется.

Стоимость печати прототипа в рамках общего проекта оценим в 1000 рублей.

Предположим, прототип идеально встал на место. Отлично! Двигаемся дальше.

Подготовка к производству

Теперь нужно «научить» станок изготавливать нашу деталь. Для этого инженер пишет управляющую программу (G-код) в CAM-модуле. Это требует отдельного набора знаний. Оценим этот этап в 3000 рублей.

Написание и виртуальная проверка траекторий движения инструмента — обязательный этап для предотвращения аварий.

Программа готова и проверена. Теперь можно загружать заготовку в фрезерный станок с ЧПУ.

К сожалению, даже такой станок — не копеечное оборудование, и его работа тоже стоит денег.

После нескольких часов работы станка мы получаем почти готовые детали. «Почти» — потому что их еще нужно аккуратно отделить от литника (технологической перемычки). Стоимость машинного времени и финишной обработки оценим в 4000 рублей.

Первая деталь готова.

Вторая деталь готова.

Финальный шаг — установка деталей на мотоцикл и передача результата довольному заказчику.

Новый кронштейн в деле.

Итоговая калькуляция

Давайте сложим все затраты:
Материал (2 заготовки): 3574 руб.
3D-сканирование: 6000 руб.
3D-моделирование: 4000 руб.
Печать прототипа: 1000 руб.
Написание УП для ЧПУ: 3000 руб.
Работа на фрезерном станке: 4000 руб.
Итого: 21 574 рубля.

Дорого? С моей точки зрения, эта цена полностью отражает объем работы, необходимые знания, оборудование и гарантирует качественный результат. Опыт и экспертиза инженера — это и есть та самая ценность, за которую платит заказчик. А как думаете вы?

Эта статья является перепостом моей публикации на DRIVE2: https://www.drive2.ru/b/697110714048848742/

Всего голосов: [Мой] Опрос Производство ЧПУ Машиностроительный инструмент Промышленность Производство Тормозной суппорт Длинный пост 49

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Миска супа или разговор про стоимость труда инженера.