ГАЗ-3111 «Волга»: упущенный шанс российского автопрома

В конце 1990-х годов российская автомобильная промышленность переживала сложный период. Большинство моделей отечественного производства морально и технически устарели, а новых проектов, способных составить конкуренцию иномаркам, практически не было. На этом непростом фоне появился автомобиль, который мог изменить ситуацию — ГАЗ-3111 «Волга». Он выделялся смелым, современным дизайном и передовой для своего времени конструкцией. К сожалению, судьба этой многообещающей модели оказалась трагичной, повторив печальный путь многих других перспективных разработок той эпохи.

Международное сотрудничество и отечественные разработки

Первый демонстрационный образец кузова и салона будущей «Волги» был создан в 1998 году. Заказ на его изготовление Горьковский автомобильный завод разместил у американской компании «Venture Industries» из Детройта. Однако важно подчеркнуть, что внешний вид автомобиля — его стилистика и концепция — были полностью разработаны российскими дизайнерами. Американские партнеры получили от ГАЗа уже готовые математические модели и чертежи, их задачей было лишь материальное воплощение задумки в пластике. При этом специалисты с Горьковского автозавода, такие как представитель Игорь Безродных, активно участвовали в процессе, регулярно выезжая в США для контроля и корректировки работ.

Сотрудники ГАЗа наклеивают таблички на автомобили перед выставкой

Сенсация на выставке и неожиданный сюрприз

Когда предсерийный образец ГАЗ-3111 впервые показали публике, он произвел настоящий фурор. Даже искушенные эксперты автомобильного рынка были поражены смелым и привлекательным дизайном новой модели. По воспоминаниям очевидцев, после того как «Волга» заняла свое место на выставке, работа на стендах других производителей практически остановилась — все внимание было приковано к новинке.

Но главной изюминкой стали два других прототипа — ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. Их инженеры ГАЗа в обстановке строжайшей секретности собрали самостоятельно в Нижнем Новгороде. Когда партнеры из «Venture Industries» увидели эти полноценные металлические автомобили, они не могли поверить своим глазам. Пока американская фирма создавала пластиковый макет, российские специалители втайне построили работающие автомобили, что стало настоящей победой всего коллектива завода.

Это настоящая победа всего коллектива Горьковского автозавода.

Промежуточный вариант

Дизайн: современность и ретроспектива

Внешность ГАЗ-3111 воплощала в себе актуальные тенденции мирового автомобильного дизайна конца 1990-х. Обтекаемый кузов с плавными линиями был выполнен в популярном тогда стиле «биодизайна», но при этом дизайнеры умело добавили отсылки к легендарному предшественнику — «Волге» ГАЗ-21.

Наиболее явной ретро-темой стала светотехника, разработанная совместно с немецкой компанией Hella. Спереди установили узкие каплевидные фары с линзовым ближним и рефлекторным дальним светом, объединенные общим прозрачным колпаком. Отдельно размещались указатели поворота на восемь ламп. Задние фонари, стилизованные под ГАЗ-21, уже оснащались современными светодиодами.

Интерьер и базовое оснащение

Салон ГАЗ-3111 был полностью оригинальным и не уступал по уровню иномаркам своего класса. Эргономичная передняя панель, удобные регулируемые кресла от Lear, продуманное расположение переключателей — все это значительно повышало комфорт для водителя и пассажиров. При этом дизайнеры сохранили некоторые традиционные материалы и цветовые решения, знакомые поклонникам марки.

Автомобиль предлагался с рядом двигателей: базовым считался отечественный ЗМЗ-4052.10 мощностью 155 л.с. Наиболее интересной была перспективная силовая установка ГАЗ-3105 V8 на 170 л.с. Часть машин даже дорабатывалась нижегородской фирмой «Техносервис» с установкой японских двигателей и коробок передач от Toyota.

Хотя шасси в основе было аналогично предыдущей модели ГАЗ-3110, оно получило множество улучшений. Передняя подвеска стала полностью новой, на подрамнике, с широко разнесенными рычагами. Впервые на «Волге» применили реечный рулевой механизм с гидроусилителем и систему ABS, что кардинально улучшило управляемость и безопасность.

Даже в базовой версии автомобиль имел электрические стеклоподъемники, подогрев зеркал, ГУР и легкосплавные диски. Более дорогие комплектации могли похвастаться кожей в салоне, климат-контролем, люком, премиальной аудиосистемой и даже автоматической коробкой передач.

Салон более дорогих версий выглядит богаче за счет кожаной отделки и более широкого набора опций.

Обратите внимание: «Чайку» 1977 года почти без пробега выставили на продажу за 6 млн рублей.

Для задних пассажиров предусмотрены индивидуальные прикуриватели, пепельницы и фонари, а также подогрев сидений.

Большие планы и суровая реальность

Руководство ГАЗа возлагало на новую модель большие надежды. Основными покупателями виделись государственные учреждения и корпорации, которым планировалось поставлять автомобили по себестоимости для поддержания имиджа марки. Велись и переговоры об экспорте. Особую активность проявлял немецкий бизнесмен Хорст Йеше, который был настолько впечатлен «Волгой», что основал компанию «Волга Интернешнл Трейд энд Автомотив» специально для ее продвижения в Европе. Несколько машин с импортными двигателями и АКПП действительно были проданы за рубежом.

Однако всем этим планам не суждено было сбыться. Серийное производство ГАЗ-3111 продолжалось с 2000 по 2002 год, а общий выпуск составил чуть более 400 машин. В 2004 году, после прихода на завод нового собственника — компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски, проект был окончательно закрыт.

Официальной причиной назвали нерентабельность и недостаточный спрос, хотя базовая цена в 13-15 тысяч долларов была значительно ниже стоимости иномарок аналогичного класса. Многие эксперты и энтузиасты считают, что настоящей причиной стало нежелание нового руководства развивать конкурентоспособный отечественный автомобиль, чтобы расчистить рынок для иностранных партнеров. Вместо этого акцент был смещен на промышленную сборку иномарок.

Наследие и коллекционная ценность

Всего, включая предсерийные образцы и небольшую партию 2004 года, было выпущено около 500 автомобилей ГАЗ-3111, что делает его одним из самых редких отечественных автомобилей. Состояние многих сохранившихся экземпляров печально: часть машин просто сгнила, другие были разобраны или подверглись неумелым переделкам. Однако в последние годы интерес коллекционеров к этой модели резко возрос. Хорошо сохранившиеся «Волги» стали объектом охоты и высоко ценятся на вторичном рынке.

История ГАЗ-3111 — это яркий пример упущенных возможностей российского автопрома. Конструкторам и инженерам удалось создать современный, конкурентоспособный автомобиль бизнес-класса, который мог бы стать новым лицом отечественной автомобильной промышленности. Но, как это часто бывает, судьба проекта зависела не от таланта его создателей, а от экономических и политических решений, принятых в кабинетах руководства.

проходить

Хочу знать все Образование История автомобилей Советская Россия АвтоГАЗ-3111 Оборудование 20 век Яндекс Дзен (ссылка) Длинная статья Отечественный автопром Автомобильная промышленность 17

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почти иномарка Волга ГАЗ-3111.