ГАЗ-22 «Волга»: забытый советский универсал, ставший мечтой

В то время как ГАЗ-21 «Волга» по праву считается легендой и символом целой эпохи, её собрат — универсал ГАЗ-22 — остаётся в тени, хотя представляет собой не менее интересную и значимую страницу истории отечественного автопрома.

Стоит отметить, что ГАЗ-22 не был первопроходцем в классе универсалов. Первенцем в СССР стал автомобиль «Москвич-423», появившийся ещё в 1956 году. Горьковский автозавод в те годы сосредоточился на других задачах, однако к концу 1950-х годов приступил к расширению модельного ряда. В результате были созданы три опытных образца на базе «Волги»: непосредственно универсал ГАЗ-22, грузовой фургон и машина скорой помощи.

Интересно, что если универсал и «скорая» в итоге пошли в серию, то судьба фургона сложилась иначе. Несмотря на то, что в прессе его уже называли «предсерийным», в массовое производство он так и не попал.

ГАЗ-22, фургон

Отказ от выпуска фургона был обусловлен экономическими соображениями: создание отдельных штампов для кузовных панелей сочли слишком затратным, особенно на фоне огромного неудовлетворённого спроса на базовый седан ГАЗ-21.

Конструктивные особенности и дизайн

Главной отличительной чертой ГАЗ-22, безусловно, стал его просторный багажный отсек. Согласно технической документации, его полезный объём достигал двух кубометров, а грузоподъёмность — 400 килограммов.

Однако у такой компоновки был и недостаток: запасное колесо располагалось в нише под полом багажника. Чтобы до него добраться, приходилось полностью разгружать автомобиль. Эту проблему конструкторы решили лишь на следующем поколении универсала — ГАЗ-24-02.

Важным преимуществом ГАЗ-22 перед преемниками стали его задние сиденья. Они были полноценными и комфортными, почти не уступая передним, что выгодно отличало модель от более поздних «Волг» с их упрощёнными складывающимися сиденьями. При необходимости спинки заднего дивана можно было сложить, получив ровную и длинную грузовую площадку.

Существует заблуждение, что семиместная версия появилась только на ГАЗ-24-02. На самом деле, некоторые экземпляры ГАЗ-22 с завода оснащались третьим рядом сидений. Такие машины, в основном, шли на экспорт, например, в Финляндию, где их даже называли «автомобилями для выходных». Благодаря сплошной передней скамье они могли вмещать до восьми человек.

В остальном салон универсала почти полностью повторял оформление седана ГАЗ-21: та же элегантная панель приборов в американском стиле с центральным спидометром и часами справа. Правда, радио устанавливалось не на все машины, причём это касалось не только дефицита в СССР, но и экспортных моделей, где покупатели предпочитали ставить свою аудиотехнику.

Рычаг коробки передач, как и у базовой модели, располагался на рулевой колонке. Исключением были редкие праворульные модификации, где его перенесли на пол. Характерной деталью для всех «Волг» того периода был специальный рычажок внутри салона для управления выдвижной антенной.

Техническая начинка и ходовые качества

Под капотом ГАЗ-22 устанавливался проверенный верхнеклапанный двигатель ЗМЗ-21 объёмом 2,45 литра и мощностью 75 лошадиных сил. Этот мотор стал настоящим долгожителем, устанавливаясь на «Волги» в различных модификациях вплоть до 1990-х годов.

Экспортные версии иногда оснащались форсированными до 80-85 л.с. агрегатами, но для СССР предпочтительнее была менее мощная, зато неприхотливая версия, способная работать на низкооктановом бензине. Из-за возросшей массы максимальная скорость универсала составляла около 120 км/ч, что было на 10 км/ч меньше, чем у седана. Динамика разгона также была довольно спокойной.

Однако хороший крутящий момент и удачно подобранные передаточные числа трансмиссии частично компенсировали недостаток мощности. Автомобиль уверенно трогался со второй передачи и мог разгоняться с 35 км/ч уже на третьей.

Взгляд из-за рубежа: экспорт и отзывы

ГАЗ-22, как и седан, активно экспортировался. Несколько экземпляров попали даже в Великобританию, где один из них стал объектом внимания журнала «Automobile». Владелец, художник по профессии, дал развёрнутый обзор советской машины.

Британец отметил невысокую мощность, «осторожные» тормоза и тяжёлое рулевое управление на низких скоростях. Расход топлива около 13 литров на 100 км также показался ему высоким. С технической точки зрения автомобиль выглядел устаревшим на фоне европейских аналогов.

Но были и восторженные оценки. Владельца впечатлили огромный багажник, а также плавность хода и выносливость подвески. Он специально тестировал «Волгу» на плохих дорогах и отмечал, что она идёт «как по ковру». Простота конструкции, надёжность и неприхотливость также были отмечены как сильные стороны. В итоге был сделан вывод, что для работы в сельской местности это уникальный и практичный автомобиль.

Несбыточная мечта советского человека

В СССР ГАЗ-22 быстро стал объектом желания для многих автолюбителей, но заполучить его в личное пользование было крайне сложно. Подавляющее большинство универсалов распределялось между государственными учреждениями, санаториями и научными институтами.

Попасть в частные руки такая машина могла лишь сильно подержанной, и её покупка считалась большой удачей. Среди счастливых обладателей ГАЗ-22 были и знаменитости, например, актёр и клоун Юрий Никулин.

С 1962 по 1970 год было выпущено чуть более 22 тысяч универсалов ГАЗ-22 и около 3 тысяч машин скорой помощи на его базе. Даже с учётом экспорта это очень скромный тираж, что объясняет редкость и высокую коллекционную ценность хорошо сохранившихся экземпляров сегодня. Увидеть такую «Волгу» на дороге — большая редкость и настоящий подарок для ценителей истории.

проходить

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль ГАЗ-22 Волга универсал.