Шестидневный крах: как страх перед «суперкарами» уничтожил легендарный Ford Falcon и австралийский автопром

В начале 1970-х годов австралийский автопром переживал золотую эпоху, создавая уникальные высокопроизводительные седаны для легендарной гонки Bathurst 500. Ford, Holden и Chrysler вовлекались в настоящую гонку вооружений, разрабатывая всё более мощные и экстремальные версии своих моделей. Однако их амбициозные планы были внезапно разрушены явлением, позже получившим название «суперкарофобия».

Различные версии Ford Falcon GT-HO

Уникальный мир австралийских автомобилей

История австралийского автопрома — это история утраченных возможностей и забытых брендов, таких как Holden и местное подразделение Ford. Они создавали автомобили, сочетавшие в себе американскую тягу к большим объёмам и мощным двигателям с европейским вниманием к управляемости и качеству. Результатом стали харизматичные, высокопроизводительные седаны и пикапы, которые, к сожалению, практически не поставлялись за пределы страны, оставаясь достоянием внутреннего рынка и предметом зависти для энтузиастов по всему миру.

Боевой Холден Торана

Культовый статус австралийских «мускул-каров» был подкреплён их появлением в культовом фильме «Безумный Макс». Однако настоящая слава к ним пришла на гоночной трассе. Престижная гонка Bathurst 500 на трассе Mount Panorama стала главным полигоном для испытаний и совершенствования дорожных автомобилей. Правила требовали, чтобы гоночные машины были серийными моделями, выпущенными тиражом не менее 200 экземпляров. Этот принцип «выиграй в воскресенье — продавай в понедельник» и стал двигателем прогресса.

Форд Фалкон из фильма «Безумный Макс»

Гонка вооружений на трассе Батерст

Всё началось с Ford Falcon XR GT в 1967 году, который с двигателем от Mustang доминировал в гонке и задал новую планку. В ответ Holden выпустил мощный Monaro GTS с двигателем V8. Гонка за лидерство привела к появлению всё более совершенных и быстрых машин. Особняком стоял небольшой, но невероятно эффективный Holden Torana GTR XU-1 с рядной «шестёркой», который, несмотря на меньшую мощность, стал грозным соперником благодаря низкому весу.

Форд XR Сокол ГТ

Однако настоящим прорывом стала серия Ford Falcon GT-HO (Handling Option). Первая фаза (Phase I), выпущенная в 1969 году, уже показала высокий потенциал. Вторая фаза (Phase II) улучшила результаты. Но вершиной эволюции стал Ford Falcon GT-HO Phase III 1971 года.

Ford Falcon GT-HO Фаза III

Король седанов: Ford Falcon GT-HO Phase III

Этот автомобиль произвёл фурор не только в Австралии, но и во всём мире. Журнал Sports Car World назвал его одним из лучших Gran Turismo, способным конкурировать с Ferrari и Aston Martin. При мощности в 304 л.с. (а реально около 380 л.с.) этот 5,8-литровый седан разгонялся до 100 км/ч менее чем за 6,5 секунды и развивал максимальную скорость 227 км/ч, обгоняя даже легендарный Mercedes-Benz 300 SEL 6.3. Выпущенный тиражом в 300 экземпляров, Phase III не только доминировал в гонке 1971 года, но и занял весь подиум. Сегодня это один из самых желанных и дорогих коллекционных автомобилей Австралии.

Объект желания каждого австралийского мальчика был выпущен тиражом в 300 экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожило около 100 человек. Цены на сохранившиеся экземпляры стимулируют воображение. В 2007 году один из них был продан – обратите внимание – за 750 000 австралийских долларов (около 570 000 долларов США).

Обратите внимание: Ford Korea представит шесть новых автомобилей в 2021 году.

Энтузиасты платят астрономические суммы денег не только за свой коллекционный статус, но и за приобщение к красочной истории автоспорта. GT-HO Phase III не только доминировал в гонке 1971 года, но и покорил весь подиум!

Роковая статья и начало конца

Успех Phase III заставил конкурентов готовить ответ. Holden работал над восьмицилиндровой Torana, а Chrysler — над Charger R/T. Ford же готовил свой венец творения — Phase IV. Но судьба распорядилась иначе. Всё изменила одна газетная статья.

Харви Греннан

25 июня 1972 года в газете Sun Herald вышла статья с громким заголовком «Скоро появится суперкар со скоростью 160 миль в час». В ней редактор Эван Грен обсуждал планы автопроизводителей и просил комментария у министра транспорта Нового Южного Уэльса Милтона Морриса, известного как «Мистер Безопасность дорожного движения» и яростного критика спортивных автомобилей. Моррис высказал своё возмущение, заявив, что не хочет, чтобы «колесные пули» оказались в руках неопытных водителей на общественных дорогах.

Несмотря на попытки защитников объяснить, что эти автомобили созданы для гонок и часто имеют улучшенные характеристики управляемости и безопасности, общественная и политическая реакция была мгновенной и жёсткой. Всего через три дня Милтон Моррис добился запрета на регистрацию подобных модифицированных автомобилей. Под давлением властей Конфедерация австралийского автоспорта (CAMS) свернула гоночную группу E, для которой и создавались эти машины.

Шестидневный крах мечты

Реакция автопроизводителей была быстрой и болезненной. Holden уничтожил прототипы восьмицилиндровой Torana. Chrysler не только свернул проект Charger R/T, но и полностью ушёл из автоспорта. В Ford царила атмосфера ярости и разочарования. Разработчики Phase IV создали несколько прототипов, включая дорожную версию с двигателем мощностью около 400 л.с., улучшенной управляемостью и тормозами. Но проект был обречён. Многообещающая эра австралийских «суперкаров» рухнула всего за шесть дней после публикации роковой статьи.

Сборка спортивного седана «четвертая эволюция»

Форду удалось частично отомстить, выпустив в 1973 году ограниченную серию Falcon GT RPO83, использовав оставшиеся запчасти от проекта Phase IV. Однако это была уже лишь тень былой мощи. Австралийские высокопроизводительные автомобили, такие как культовый HSV VL Group A SS Walkinshaw конца 80-х, продолжали появляться, но дух безудержной гонки за мощью и скоростью, подогреваемой соревнованиями в Батерсте, был навсегда утрачен. Остаётся только гадать, каких высот мог бы достичь австралийский автопром, если бы не вмешательство политиков и волна «суперкарофобии».

HSV VL Группа A СС Уолкиншоу

соус

Автомобильные технологии Изобретения Двигатели Ретро-автомобили Гонки Автоспорт Спорт Тюнинг Скорость Америка Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Уничтожить за шесть дней: падение быстрейшего Ford и других «суперкаров».