Автопарк Никиты Хрущёва: от американских лимузинов до советских ЗИЛов

Никита Сергеевич Хрущёв — одна из самых ярких и противоречивых фигур в советской истории, занимавший пост Первого секретаря ЦК КПСС с 1953 по 1964 год. Он вошёл в историю не только как политик, инициировавший период «оттепели», но и как один из немногих советских лидеров, покинувших свой пост при жизни, наряду с Михаилом Горбачёвым и Георгием Маленковым. Его личность и стиль руководства нашли отражение даже в таком, казалось бы, бытовом аспекте, как выбор автомобилей.

Американская мечта советского лидера

Lincoln Zephyr

Ещё в 1938 году, будучи первым секретарём ЦК КП(б) Украины, Хрущёв проявил слабость к роскошным американским автомобилям. Его выбором стал мощный 12-цилиндровый Lincoln Zephyr, который резко контрастировал с аскетичным образом жизни, пропагандируемым в СССР. Этот автомобиль стал символом определённого статуса и вкуса будущего лидера страны.

Cadillac Fleetwood

После Великой Отечественной войны автопарк Хрущёва пополнился поистине историческим экземпляром — открытым Cadillac Fleetwood 1939 года выпуска. У этого автомобиля была удивительная судьба: изначально он обслуживал посольство США в Германии, затем был конфискован и оказался в личном гараже Адольфа Гитлера в его ставке под Винницей. После победы этот трофейный Кадиллак стал одним из любимых автомобилей Хрущёва.

Гараж «кукурузника»: иномарки и их судьба

Mercedes-Benz 300 SL

FIAT-2300

Cadillac Fleetwood 75 1959

В отличие от многих соратников, Хрущёв отдавал явное предпочтение иностранным маркам. В его распоряжении в разное время были культовый Mercedes-Benz 300 SL, несколько моделей Cadillac, Fiat, Rolls-Royce и Lincoln. Особое место занимали автомобили серии Cadillac Fleetwood, которая стала эталоном американского автопрома. Первая модель Fleetwood Sixty Special, появившаяся в 1938 году, считалась технически и стилистически передовой для своего времени.

Кадиллак, доставшийся Хрущёву как трофей, был одной из первых моделей Fleetwood, выпущенной в 1939 году тиражом всего 140 экземпляров. Этот массивный автомобиль весом почти 4 тонны оснащался восьмицилиндровым двигателем и мог развивать скорость до 150 км/ч. Несмотря на личную привязанность, для официальных мероприятий в Украине Хрущёв использовал полагающийся по статусу советский кабриолет ЗиС-110. Переехав в Москву, он взял Cadillac с собой, но уже в 1949 году продал его, пересев на бронированный ЗиС-115, хотя в гараже за ним сохранился и открытый ЗиС-110.

Американский вояж и его последствия

Осенью 1959 года состоялся знаковый визит Хрущёва в США, откуда он привёз новый символ статуса — роскошный красный Cadillac Fleetwood 75 выпуска 1959 года с кондиционером и бархатным салоном. Эта поездка произвела на советского лидера сильное впечатление и вылилась в знаменитое требование «догнать и перегнать Америку» в автомобилестроении.

Прямым, но не слишком успешным ответом американскому Fleetwood стал советский ЗиЛ-111Г, получивший в кремлёвском гараже прозвище «Григорий». Эта машина, созданная по образу и подобию американских лимузинов, представляла собой «копипаст» с отечественными агрегатами: мотором от грузовика и автоматической коробкой передач. Несмотря на представительский вид, ЗиЛ-111Г, выпущенный мелкой серией, не смог достичь уровня своих заокеанских аналогов и остался морально устаревшей конструкцией.

ЗИЛ-111Г

Таким образом, автомобильный парк Никиты Хрущёва стал своеобразным отражением эпохи и противоречий холодной войны: трофейные и подаренные иномарки соседствовали с попытками создать конкурентоспособный советский представительский класс, а личные пристрастия лидера — с требованиями партийного этикета.

Спасибо за внимание!

#ссср #зил #зис #cadillac #FIAt #mercedes benz #хрущёв #авто #автопром #lincoln

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: На чём возили кукурузника . Автомобили Хрущёва.