История завода ЗИЛ: от первого грузовика АМО-Ф-15 до ликвидации предприятия

Основание и первые годы

Завод имени Лихачева (ЗИЛ) стал первым автомобильным предприятием в Российской империи и СССР. Его история началась в 1916 году, когда было создано "Товарищество на паях Московского автомобильного общества" (АМО). Предприятие было основано в рамках государственной программы по развитию автомобильной промышленности, предусматривавшей строительство шести новых заводов. Семья Рябушинских взяла на себя обязательства по возведению одного из них с условием выпуска лицензионных грузовиков FIAT 15 Ter. Однако из-за революционных событий 1917 года и последовавшего экономического кризиса полноценный запуск производства был сорван.

Несмотря на трудности, завод начал работу, используя готовые комплекты деталей, закупленные в Италии. Этот метод, известный как «отверточная сборка», позволил с 1917 по 1919 год собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter. В 1918 году, после того как Рябушинские не смогли выполнить условия контракта с государством, завод был национализирован и объявлен собственностью республики. Предприятие не остановилось, переключившись на ремонт техники, прибывшей с фронтов Гражданской войны, и выпуск различной продукции, от деталей для дрезин до керосиновых ламп.

ФИАТ 15 Тер

Рождение первого советского грузовика

После окончания Гражданской войны страна смогла выделить ресурсы на развитие собственного автомобилестроения. В 1922-1923 годах на заводе АМО начались опытно-конструкторские работы. За основу была взята проверенная модель FIAT 15 Ter. Государственный заказ на выпуск первых советских грузовиков поступил в марте 1924 года.

Историческое событие произошло в ночь на 1 ноября 1924 года, когда в Москве был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. Уже 7 ноября колонна из десяти новых машин приняла участие в параде на Красной площади, а в конце ноября три грузовика успешно прошли испытательный пробег по маршруту Москва — Ленинград — Москва. Это доказало высокое качество сборки, и в марте 1925 года стартовало серийное производство. Всего до 1931 года было выпущено 6971 экземпляр этой модели.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. Несмотря на успех, АМО-Ф-15 был дорогим в производстве из-за кустарных методов и использования цветных металлов. Его стоимость многократно превышала цену аналогичных иностранных моделей, что наряду с небольшими объемами выпуска подтолкнуло руководство к мысли о необходимости масштабной реконструкции.

Эпоха ЗИС и ЗИЛ

В 1930 году для обновления модельного ряда была приобретена лицензия на американский грузовик Autocar-5S. Сначала из импортных комплектующих собирали модель АМО-2, а после локализации — АМО-3. После глубокой модернизации в 1933 году грузовик получил легендарное имя ЗИС-5 и стал одним из символов советской индустриализации. После полной реконструкции завода в 1934 году ежедневный выпуск этой модели превысил 60 единиц.

ЗИС-5

26 июня 1956 года предприятию было присвоено имя бывшего директора Ивана Алексеевича Лихачева, и оно стало известно как Завод имени Лихачева (ЗИЛ). В последующие десятилетия завод выпускал такие знаковые модели, как ЗИЛ-130, отличавшийся современным дизайном и надежностью. ЗИЛ также сыграл ключевую роль в создании КамАЗа, передав техническую документацию по модели ЗИЛ-170 для производства на новом заводе в Набережных Челнах.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-170

Закат и ликвидация

С распадом СССР для завода наступили тяжелые времена. Несмотря на попытки реорганизации, создания совместных предприятий и выпуска новых моделей, таких как ЗИЛ-4331, предприятие не смогло адаптироваться к рыночным условиям. Производство неуклонно сокращалось.

ЗИЛ-4331

В 2013 году сборка автомобилей на ЗИЛе окончательно прекратилась. Последний грузовик сошел с конвейера в 2016 году. Территория легендарного завода в Москве была передана под жилую и коммерческую застройку. К 2022 году были снесены последние производственные корпуса, поставив точку в более чем вековой истории первого автомобильного завода России. На месте бывших цехов теперь расположены жилые кварталы, офисные центры и объекты инфраструктуры, такие как ледовый дворец «Парк легенд» и будущий филиал Эрмитажа.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 1 ноября 1924 года в Москве был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15.