126 лет назад, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, состоялось знаковое событие — публичная презентация первого в России автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Это был момент, с которого началась история отечественного автомобилестроения.
Создатели и вдохновение
Первый серийный российский автомобиль был плодом сотрудничества двух талантливых людей: отставного флотского лейтенанта Евгения Яковлева, увлеченного двигателями, и Петра Фрезе, успешного производителя конных экипажей. Их судьбоносная встреча произошла в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Там, увидев один из ранних автомобилей Карла Бенца, они загорелись идеей создать подобную машину у себя на родине.
Евгений Яковлев и Петр Фрезе
Технические особенности и судьба автомобиля
Несмотря на то, что новинку осмотрел сам император Николай II, особого интереса со стороны монарха она не вызвала. Автомобиль был технически прост, но для своего времени вполне прогрессивен. Он развивал скорость до 21 км/ч и мог проехать на одной заправке около 20 километров.
Конструкция машины была типичной для эпохи зарождения автомобилизма: открытый двухместный кузов и колеса изготавливались из дерева, а для освещения пути в фарах использовались обычные свечи. Сердцем автомобиля был одноцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью 2 лошадиные силы. Инженерные решения, такие как водяное охлаждение и электрическое зажигание, считались передовыми. Коробка передач имела две скорости, но только для движения вперед — задний ход отсутствовал. Колеса вращались на бронзовых втулках.
Обратите внимание: Топ 5 самых прожорливых авто Российского рынка..
Цена и наследие
Стоимость автомобиля составляла 1500 рублей, что было в два раза дешевле зарубежных аналогов. Для понимания: хорошая лошадь тогда стоила около 50 рублей, а средняя месячная зарплата рабочего — 25 рублей.
К сожалению, оригинальный экземпляр первого российского автомобиля не сохранился. Однако к его 100-летнему юбилею журналисты издания «Авторевю» создали точную рабочую копию, основываясь на сохранившихся описаниях и фотографиях.
Дальнейшая судьба создателей
История первого автомобильного предприятия России оказалась недолгой. В 1898 году скончался Евгений Яковлев, и его наследники перепрофилировали фабрику. Петр Фрезе продолжил дело в одиночку. С 1900 года он наладил серийное производство автомобилей, используя импортные двигатели. На его заводах в Петербурге, Москве и Варшаве выпускались не только легковые машины, но и первые в стране грузовики, такси, пожарные автомобили и кареты скорой помощи. В 1910 году Фрезе продал свое успешное дело компании «Руссо-Балт», основанной в Риге двумя годами ранее.
⠀
#axiomia #axiomia_club
#интеллектигры #интеллектуальныеигры #викторины #первыйавтомобиль #авто #российскийавтопром
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Презентация первого российского автомобиля.


