Строительство завода и выбор места
В середине 1960-х годов руководство Советского Союза приняло стратегическое решение о создании крупного автомобильного завода полного цикла. Для реализации этого амбициозного проекта планировалось привлечь иностранных партнёров. Из 54 потенциальных площадок по всей стране выбор пал на Тольятти. Этот город обладал рядом ключевых преимуществ: рядом находилась Жигулёвская ГЭС, построенная в 1950-х и способная обеспечить предприятие электроэнергией, а также развитая транспортная инфраструктура, включая автомобильную трассу (будущую М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Самаре (тогда Куйбышеве).
Конструкция автомобиля: от Fiat до ВАЗ
За основу для первого автомобиля Волжского автозавода был взят итальянский Fiat-124, признанный «Автомобилем года» в 1966 году. В том же году между СССР и компанией Fiat было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве. Однако итальянская модель потребовала серьёзной адаптации к суровым советским дорогам и климату. Конструкторы существенно усилили кузов и увеличили дорожный просвет. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена её кинематика, усилены пружины и шаровые опоры. Задняя подвеска также претерпела изменения — вместо трёхрычажной была применена более прогрессивная пятиштанговая конструкция.
Начало производства и массовый выпуск
Исторический момент наступил в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года, когда с конвейера сошли первые ВАЗ-2101. Эта дата была приурочена к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, которое отмечалось 22 апреля. В первый месяц было собрано всего шесть автомобилей, но уже к августу «Жигули» поступили в свободную продажу. Темпы роста были впечатляющими: за 1970 год было выпущено более 23 тысяч машин, а к 1974 году с конвейера сошёл миллионный экземпляр.
На автомобиль устанавливались различные двигатели: от базового 1.2-литрового до более мощного 1.3-литрового. Особой экзотикой был роторно-поршневой двигатель мощностью 120 л.с., небольшая партия которых была выпущена для спецслужб. За всю историю производства, с 1970 по 1988 год, было изготовлено почти 4.85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций, что сделало «копейку» самой массовой моделью не только в истории АВТОВАЗа, но и всего отечественного автопрома.
Бренд, имя и легендарный логотип
Название для нового автомобиля выбирали всенародным голосованием. Победил вариант «Жигули» — по названию гор рядом с Тольятти. В народе автомобиль ласково называли «единичка», «ноль первая» или «Жигулёнок». Интересно, что прозвище «копейка» появилось значительно позже, уже в 1990-х годах. Для экспорта имя «Жигули» не подходило из-за сложности произношения для иностранцев, поэтому за рубежом автомобиль продавался под брендом LADA. Легендарный логотип с серебристой ладьёй, стилизованной под букву «В» (ВАЗ), стал символом движения и узнаваемости марки.
Обратите внимание: Нашли в деревне копейку сошедшую одной из первых с конвеера Тольяттинского АвтоВаза, рассказываю в каком она состоянии сегодня.
Успех на международной арене
Уже в 1971 году первые партии LADA отправились на экспорт — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом советский автомобиль ценили за неприхотливость, прочность и доступную цену. В том же году было экспортировано более 57 тысяч машин, что составило более трети всего советского экспорта легковых автомобилей. А к 1972 году доля LADA в экспортных поставках СССР выросла до 50%.
Революция в сервисе
С появлением «Жигулей» в СССР впервые была создана полноценная сеть фирменного автосервиса. АВТОВАЗ стал пионером в реализации принципа «произвожу-продаю-обслуживаю». Изначально планировалось строить крупные автоцентры, но затем концепция изменилась в пользу более компактных станций на 6, 10 и 15 постов, что позволило приблизить сервис к потребителям. К 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. Через эту сеть продавалась примерно половина всех выпускаемых автомобилей.
Интересные факты и хронология
В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие на ВАЗ-2101 1975 года выпуска, преодолев 50 тысяч километров за 10 месяцев. Этот автомобиль теперь занимает почётное место в музее АВТОВАЗа.
Ключевые даты в истории ВАЗ-2101:
1967 – Начало строительства Волжского автозавода.
1968 – Старт испытаний прототипов.
1969 – Монтаж главного конвейера.
1970 – Выпуск первого и 10-тысячного ВАЗ-2101.
1971 – Мощность завода достигла 220 тыс. автомобилей в год.
1974 – Сборка миллионного ВАЗ-2101.
1975 – С конвейера сошёл 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).
1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им снова стал ВАЗ-2101.
1984 – Сборка последнего ВАЗ-2101.
1988 – Выпуск последнего ВАЗ-21011. На этом производство легендарной модели было завершено.
Всего за 18 лет производства было выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций. По данным на сегодняшний день, в России на учёте всё ещё находится около 400 тысяч этих машин, что говорит об их невероятной живучести и народной любви.
Источник: 5колесо
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Копейка. с чего начинался автоваз.

