В автомобильной индустрии давно ведутся дискуссии о будущем европейского автопрома в условиях нарастающего энергетического дефицита. Первые практические шаги уже демонстрируют тревожный тренд: производители начинают пересматривать свою географию.
Первые сигналы: производство уезжает в Китай
Показательным примером стало решение BMW перенести выпуск электромобилей из Великобритании в Китай. Этот шаг можно рассматривать как первый признак массового перебазирования европейских автозаводов за пределы континента.
Автомобильное производство — это высокодоходный, но чрезвычайно ресурсоемкий бизнес. Для запуска конвейера недостаточно лишь квалифицированных кадров и инвестиций. Критически важными становятся развитая инфраструктура, отлаженные логистические цепочки и, что особенно актуально сегодня, колоссальные объемы стабильной и доступной электроэнергии. Именно с этим в современной Европе возникли системные проблемы.
Энергетические проблемы ключевых европейских экономик
Великобритания столкнулась в этом году не только с политической нестабильностью, но и с энергетическим кризисом. Резкий рост счетов за электричество вызвал протесты населения, и правительству приходится тратить огромные средства на субсидии, чтобы сгладить ситуацию. Промышленные предприятия оказались в еще более уязвимом положении.
Франция, долгое время бывшая энергетическим донором региона, испытывает трудности из-за старения парка атомных электростанций. Планы по «зеленому» переходу и технические проблемы существующих реакторов снижают надежность энергоснабжения. Германия, осознав масштаб кризиса, выделила 200 миллиардов евро на компенсацию последствий резкого роста цен на газ, однако этих мер оказалось недостаточно для стабилизации ситуации для промышленности.
В таких условиях традиционно сильная французская автомобильная промышленность вынуждена искать пути выживания.
Цепная реакция в промышленности
Решение BMW, о котором сообщает The Times, — лишь верхушка айсберга. Производитель планирует перенести выпуск электрических минивэнов из Великобритании в Китай, и это, вероятно, положит начало масштабному процессу.
Обратите внимание: Из-за этих минусов Лады Весты, мне стало стыдно за наш автопром. Почему Веста это хлам, который не стоит покупать?.
Экономическая целесообразность становится главным аргументом, определяющим новые производственные тренды.Кризис затрагивает не только конечных автопроизводителей, но и всю цепочку поставщиков. Производство даже таких, казалось бы, простых компонентов, как лампы, аккумуляторы или шины, требует значительных энергозатрат. Многие поставщики находятся на грани закрытия. Остановка конвейера из-за сбоя в поставках одной детали может привести к колоссальным убыткам и даже банкротству. Пандемия истощила финансовые резервы многих компаний, а государственная поддержка не может охватить всех.
Восстановление разорванных производственных связей — процесс длительный, требующий поиска новых партнеров, переговоров, наладки оборудования и построения логистики. На это могут уйти годы.
Эффект промышленной инфляции и поиск новых локаций
Еще в прошлом веке писатель Артур Хейли в романе «Колеса» описал принцип промышленной инфляции: незначительное удорожание одного компонента в автомобиле многократно увеличивает стоимость готового продукта. Конвейер BMW
Сегодня в Европе этот эффект привел к росту промышленной инфляции, по некоторым оценкам, превышающему 30%. Проще говоря, производить автомобили в Старом Свете становится экономически невыгодно. Готовые машины будут слишком дорогими для потребителей, которые сами вынуждены экономить на базовых потребностях, включая электроэнергию.
Автопром — бизнес долгосрочных инвестиций и стратегического планирования, где прибыль рассчитывается на горизонте в 5-10 лет. В текущих условиях акционеры и управляющие компаний вынуждены искать новые, более стабильные и рентабельные локации для производства. Взгляды обращаются туда, где есть доступ к надежным и относительно дешевым энергоресурсам: в США, Китай и, как ни парадоксально, в Россию.
Примечательно, что Россия, обладающая значительными энергетическими мощностями, сейчас, наоборот, наблюдает уход ряда производителей, но причина здесь — политические санкции, а не экономическая целесообразность. Многие надеются, что в будущем этот тренд может измениться.
В сегодняшней реальности выбор для европейского автопрома невелик. Переезд — дорогостоящий и сложный с точки зрения репутации шаг, но альтернативой в долгосрочной перспективе может стать только уход с рынка и банкротство.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Как меняется западный автопром в свете дефицита энергии.

