Автомобиль, изобретенный более 130 лет назад, стал одним из величайших двигателей прогресса, кардинально преобразившим мир. За этим глобальным изменением стояли конкретные инженерные прорывы, которые сначала появлялись на отдельных моделях, а затем становились отраслевым стандартом. В этой статье мы вспомним настоящих пионеров — автомобили и марки, которые первыми внедрили технологии, без которых сегодня сложно представить современный транспорт.
1921: Эра наддува
Пальма первенства в серийном применении нагнетателя (компрессора), который принудительно нагнетал воздух в цилиндры, увеличивая мощность, принадлежит Mercedes-Benz. В 1921 году немецкий концерн представил две модели — Mercedes 6/25/40 и Mercedes 10/40/65, положив начало эре форсированных двигателей.

1928: Привод на передние колеса
Распространено мнение, что первым массовым переднеприводным автомобилем был Citroën Traction Avant. Однако настоящим первооткрывателем стала малоизвестная французская компания Tracta, которая опередила своего знаменитого соотечественника, доказав жизнеспособность такой компоновки.

1931: Восьмиступенчатая механика — рекорд сложности
Когда Porsche представила 7-ступенчатую механическую коробку передач, это было воспринято как технологический триумф. Однако сама идея многоступенчатой трансмиссии была реализована гораздо раньше. В 1931 году роскошный Maybach DS8 получил невероятную по тем временам 8-ступенчатую механическую КПП, предлагая водителю беспрецедентный контроль над мощностью.

1934: Рождение трансформера: купе-кабриолет
Идея автомобиля с жесткой крышей, которая может складываться, вдохновляла такие модели, как Mercedes SLK и Peugeot 206 CC. Хотя многие связывают это изобретение с немцами, на самом деле первенство принадлежит Peugeot. Еще в 1934 году французы создали модель 401 Eclipse — первый в мире серийный кабриолет с убирающимся жестким верхом.

1936: Дизель выходит на дороги
Внедрение дизельного двигателя в легковые автомобили — заслуга не одной компании, а целого созвездия инженеров. Хотя Mercedes-Benz сыграл ключевую роль в его популяризации и массовом производстве, значительный вклад в развитие и совершенствование дизельной технологии внесли также Citroën, Saurer и Peugeot.

1938: Прародитель хэтчбека
Сегодня хэтчбек — один из самых популярных кузовов в Европе, идеально сочетающий компактность и практичность. Зародился этот формат в 1938 году, когда Citroën выпустил коммерческую версию своего Traction Avant с большой поднимающейся пятой дверью в задней части.

1948: Пятая скорость
В послевоенные годы Lancia славилась своими смелыми инженерными решениями. Одним из них стала 5-ступенчатая механическая коробка передач, впервые установленная на компактную модель Lancia Ardea. Это новшество позволило улучшить топливную экономичность и динамику.

1950: Компактная мощь: двигатель V6
Несмотря на то что мощные многоцилиндровые моторы традиционно ассоциируются с американским автопромом, первый компактный 6-цилиндровый V-образный двигатель родился в Италии. В 1950 году инженеры Lancia запустили в массовое производство такой силовой агрегат для модели Aurelia, задав новый тренд в компоновке.

1951: Рулевое управление становится легким
Гидроусилитель руля, кардинально облегчивший маневрирование, особенно в городе, стал широко распространяться лишь десятилетия спустя после своего дебюта. Первопроходцем стал Chrysler, представивший эту систему в 1951 году на флагманском Imperial.

1952: Точный впрыск топлива
Часто считается, что Mercedes-Benz первым использовал непосредственный впрыск бензина. Однако это не совсем так. Первенство принадлежит менее известному немецкому производителю — Goliath, чья модель GP700 1952 года стала первым серийным автомобилем с этой прогрессивной системой питания двигателя.

1955: Автомобиль, который умел «приседать»
Пневмогидравлическая подвеска с регулируемым клиренсом, сегодня ассоциирующаяся с премиальными брендами, впервые появилась на революционном Citroën DS 19 в 1955 году. Она позволяла автомобилю «приседать» после остановки и подниматься на ходу, обеспечивая невероятную плавность хода.

1956: Концепция MPV
Необычный дизайн Fiat Multipla часто вызывал споры, но его предшественник, Fiat 600 Multipla 1956 года, вошел в историю как первый в мире компавэн — многоцелевой автомобиль. Его компоновка с тремя рядами сидений в компактном кузове стала прообразом современных минивэнов.

1957: Комфорт на воздушной подушке
В погоне за непревзойденным комфортом Cadillac оснастил свой эксклюзивный Eldorado Brougham 1957 года пневматической подвеской. Эта система, использующая сжатый воздух вместо традиционных пружин, сегодня является стандартом для флагманских седанов класса люкс.

1957: Помощник для дальних дорог — круиз-контроль
Для бескрайних американских хайвеев была создана идеальная опция — круиз-контроль. Инженеры Chrysler разработали и внедрили эту систему, позволяющую поддерживать постоянную скорость без участия водителя, в модель Imperial в 1957 году.

1958: Бесступенчатая трансмиссия (CVT)
Принцип вариатора, обеспечивающего бесступенчатое изменение передаточного числа, был реализован в серийном автомобиле голландской компанией DAF в 1958 году. Хотя надежность первых агрегатов оставляла желать лучшего, они заложили основу для популярных сегодня CVT-трансмиссий.

1959: Ремни безопасности спасают жизни
Одно из важнейших изобретений в области пассивной безопасности — трехточечный ремень — впервые в мире было установлено на серийный автомобиль Volvo Amazon в 1959 году. Позже компания сделала патент свободным, что позволило спасти миллионы жизней по всему миру.

1960: Энергия для прогресса: генератор переменного тока
Переход с генератора постоянного тока на более эффективный и надежный генератор переменного тока стал ключевым моментом для развития автомобильной электроники. Первым автомобилем, получившим этот узел, стал Plymouth Valiant 1960 года, что открыло дорогу мощным аудиосистемам, кондиционерам и другим энергоемким потребителям.

1964: Роторно-поршневой двигатель Ванкеля
Mazda стала компанией, которая довела до массового производства и прославила роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Хотя сама идея и первые прототипы были созданы раньше, именно японцы в 1964 году начали серийный выпуск автомобилей с такой необычной силовой установкой.

1964: Климат-контроль создает погоду в салоне
Стремление к максимальному комфорту привело Cadillac к следующему инновационному шагу. В 1964 году модель DeVille получила первую в мире систему климат-контроля, которая автоматически поддерживала заданную температуру в салоне.

1965: Руль подстраивается под водителя
Регулировка рулевой колонки не только по вылету, но и по углу наклона — опция, которая и сегодня есть не в каждом автомобиле. Cadillac вновь опередил время, предложив многоосевой регулируемый руль еще в 1965 году, подчеркнув важность индивидуальной настройки рабочего места водителя.

История автомобилестроения — это история смелых экспериментов и инженерного гения. Многие технологии, которые мы считаем данностью, когда-то были революцией, рожденной в конкретном автомобиле. Эти пионеры не просто улучшали машины — они меняли представления о том, каким должен быть автомобиль.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Пионеры технологий.

