АвтоВАЗ в глобальном отставании: почему даже развивающиеся страны делают более современные автомобили

АвтоВАЗ, будучи флагманом российского автопрома, долгие годы удерживал лидирующие позиции на внутреннем рынке благодаря масштабам производства. Однако 2022 год стал для компании переломным, обнажив глубокий системный кризис. Санкционное давление привело к сбоям в производственных цепочках, а уход ключевого партнёра — концерна Renault — лишил предприятие не только технологий, но и перспектив совместных проектов.

Причины технологического отставания АвтоВАЗа

Сложившаяся ситуация высветила фундаментальную проблему: даже в период сотрудничества с Renault компания не ставила амбициозных целей по завоеванию мирового рынка. Сегодня, оставшись в изоляции, АвтоВАЗ столкнулся с тем, что его продукция безнадёжно устарела. Потенциальное партнёрство с китайскими производителями тормозится угрозой вторичных санкций, а проект «Москвич», основанный на китайских платформах, — это лишь первый шаг, на создание же полностью собственного современного автомобиля уйдут годы.

Несмотря на антикризисные меры руководства, становится очевидным, что тольяттинский гигант отстал от мировых трендов на десятилетия. Парадоксально, но даже страны с менее развитой экономикой демонстрируют куда более впечатляющие успехи в создании конкурентоспособных и технологичных автомобилей, особенно в ключевом сегодня сегменте электромобилей.

Пример для подражания: вьетнамский VinFast

Яркий пример стремительного рывка — Вьетнам с его национальным брендом VinFast. Эта компания не просто заполняет внутренний рынок, а уверенно выходит на международную арену, включая рынки США, Европы и России, с серией современных электромобилей.

Компактный кроссовер VinFast VF6 сочетает футуристичный дизайн с практичностью. Его стиль подчёркивает многоуровневая оптика, стремительный профиль и защитные пластиковые элементы кузова. Автомобиль предлагается с электромоторами мощностью 177 или 204 л.с. и передним приводом.

Более крупная модель — VinFast VF7 — выделяется агрессивным дизайном с X-образными мотивами в светотехнике. В салоне доминирует огромный дисплей мультимедийной системы, а вместо классической приборной панели используется проекционный экран. Эта полноприводная версия оснащена двумя электродвигателями суммарной мощностью 354 л.с.

Серийное производство этих моделей началось в 2023 году, что демонстрирует невероятную для молодого бренда скорость реализации проектов.

Турецкий прорыв: бренд TOGG

Ещё один впечатляющий пример — Турция и её национальный электромобильный проект TOGG. Первый кроссовер бренда, несмотря на длинную колёсную базу, позиционируется в компактном сегменте С.

Автомобиль предлагается в двух версиях: с задним приводом и мотором на 200 л.с. (запас хода до 300 км) и с двумя моторами суммарной мощностью 400 л.с. и полным приводом (запас хода до 500 км). Технологии быстрой зарядки позволяют восполнить 80% заряда батареи всего за полчаса. Дизайн TOGG сочетает элегантность с агрессивными, спортивными чертами.

Эти примеры наглядно показывают, что мировой автопром сделал стратегическую ставку на электрификацию и цифровые технологии. Развивающиеся страны, понимая этот тренд, создают с нуля современные, конкурентоспособные бренды, в то время как некогда мощный АвтоВАЗ остаётся в плену устаревших технологий и концепций.

Есть ли будущее у российского автогиганта?

В свете представленных фактов закономерно возникает вопрос о перспективах АвтоВАЗа. Способна ли компания, переживающая глубокий кризис, совершить технологический рывок и догнать не только мировых лидеров, но и более проворных игроков из развивающихся стран? Для этого потребуется не просто модернизация конвейера, а полная перестройка инженерной и дизайнерской школы, а также гигантские инвестиции. А как вы считаете, есть ли у АвтоВАЗа шансы на возрождение в новых условиях? Делитесь своим мнением в комментариях.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автоваз проигрывает даже менее развитым странам.