Иранские автомобили в России: амбициозные планы и суровые реалии

Генеральный директор промышленной группы Iran Khodro Мехди Хатиби заявил о планах по экспорту в Россию около 2000 автомобилей моделей «Тара» и «Дена» до конца текущего года. Это сообщение, распространённое «Российской газетой», привлекло внимание к иранскому автопрому, который стремится занять место на российском рынке, освободившееся после ухода многих западных брендов. Модель «Тара», представленная как главный экспонат на выставке MIMS-2022, позиционируется как прямой конкурент популярным седанам Kia Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo.

Технические особенности и логистика

Седан «Тара» оснащается 1,6-литровым бензиновым атмосферным двигателем мощностью 113 лошадиных сил. Автомобиль предлагается с двумя вариантами трансмиссии: пятиступенчатой механической коробкой передач или шестиступенчатым автоматом. Интересно, что автоматическую коробку передач компания закупает в Китае — это японская коробка Aisin, производство которой локализовано на китайских заводах. Стоит отметить, что первые иранские автомобили уже появились в России через каналы параллельного импорта, однако их количество пока незначительно.

Вторая модель, IKCO Dena, представляет собой глубоко модернизированную версию модели Søren, которая, в свою очередь, была развитием Samand, известного российским покупателям более десяти лет назад. Этот автомобиль будет конкурировать с LADA Granta, но, в отличие от базовых версий отечественной модели, предлагает более богатое оснащение, включая систему ABS и другие элементы активной и пассивной безопасности.

Изображения из открытых источников

Грандиозные планы на фоне сложного рынка

Ранее иранская сторона заявляла о намерении ежегодно поставлять в Россию до 100 000 автомобилей. Теоретической основой для таких амбиций служит соглашение между странами об обнулении тарифов на 90% товаров. Однако реальность российского авторынка вносит серьёзные коррективы в эти оптимистичные прогнозы.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России рухнули на 59%, составив всего 687 370 единиц. Хотя в текущем году эксперты ожидают некоторого роста, он вряд ли будет взрывным на фоне снижения реальных доходов населения. В таких условиях захватить даже часть рынка, не говоря уже о заявленных 14,5%, будет чрезвычайно сложно. Даже успешные корейские бренды достигали подобных показателей не сразу, а за несколько лет планомерной работы.

Обратите внимание: Редчайший советский лимузин 60 лет простоял заброшенным в саду.

Нерешённые вопросы и риски

Помимо общего состояния рынка, существует ряд практических вопросов, которые ставят под сомнение возможность быстрой реализации иранских планов. На данный момент неясно, когда начнётся официальная сертификация автомобилей для российского рынка. Также отсутствует информация о формировании дилерской и сервисной сети, которая является критически важной для успешных продаж и долгосрочного присутствия бренда.

Для обеспечения лояльности клиентов необходимо создать развитую инфраструктуру, включая склады запчастей с широким ассортиментом расходных материалов и кузовных деталей. Если обслуживание и ремонт иранских автомобилей станут проблемой для владельцев, потребители с большой вероятностью вернутся к продукции АВТОВАЗа, чья сервисная сеть хорошо развита по всей стране.

Стоит также обратить внимание на объёмы: заявленные 2000 автомобилей для России выглядят скромно на фоне планов по поставке 3500 машин в Азербайджан. Это позволяет рассматривать первую партию скорее как пробный шар, маркетинговое исследование рынка, а не как начало полномасштабного экспорта. Серьёзные инвестиции, вероятно, последуют только после оценки результатов этой разведки.

Несмотря на все скептические ноты, появление новых игроков на российском рынке — это позитивный сигнал. Конкуренция может стимулировать развитие и улучшение предложения. России, безусловно, нужны доступные и качественные автомобили, и если иранские производители смогут предложить достойный продукт с надёжной сервисной поддержкой, у них есть шанс завоевать свою нишу.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Однако не все так просто.