Рост автоматизированной фиксации нарушений ПДД в России: тренды 2023 года и спорная эффективность

Российские дороги продолжают оснащаться системами автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Динамика последних лет показывает устойчивый рост как количества технических средств, так и объема выписываемых с их помощью административных взысканий. Так, по итогам 2022 года камеры стали источником для 183.5 миллионов постановлений, что на 14% превышает показатель предыдущего года. Эта тенденция роста наблюдалась и ранее: в 2021 году прирост составил 8%.

Смещение акцентов: техника вместо инспекторов

Параллельно с увеличением роли автоматики фиксируется снижение активности инспекторов ДПС. В 2022 году количество штрафов, выписанных сотрудниками ГИБДД лично, сократилось на 7%. Этот перекос во многом объясняется расширением парка фиксирующей аппаратуры. За один только 2022 год количество камер на дорогах страны увеличилось на две тысячи единиц: с 23 тысяч в 2021 году до 25 тысяч к концу отчетного периода. Для многих водителей живой инспектор на трассе становится редким явлением, уступая место стационарным комплексам.

Кстати, по теме: Cамые продаваемые новые иномарки в России.

Планы на 2023 год и аргументы ГИБДД

Тренд на техническое оснащение дорог сохранится и в текущем году. Планы весьма масштабны: только в Москве намерены установить 600 новых систем фото- и видеофиксации. Ожидается, что это закономерно приведет к дальнейшему увеличению доли «автоматических» штрафов. Официальная позиция ГИБДД заключается в том, что камеры являются высокоэффективным инструментом для обеспечения безопасности дорожного движения и дисциплины среди водителей.

Критика и спорные моменты

Однако эффективность такой системы ставится под сомнение рядом экспертов и самими участниками дорожного движения. Критики указывают на несколько ключевых проблем. Во-первых, многие водители заранее знают места установки стационарных камер благодаря навигаторам и радар-детекторам, что позволяет им избегать нарушений лишь на конкретных участках. Во-вторых, существуют способы уклонения от фиксации, например, сокрытие номерных знаков, что позволяет отдельным автомобилистам систематически нарушать ПДД без последствий.

Отдельно отмечается финансовая модель работы системы. Если штраф, выписанный инспектором, полностью поступает в государственный бюджет, то при автоматической фиксации часть суммы уходит коммерческому оператору, обслуживающему камеру. Этот факт порождает дискуссии о том, не превратилась ли борьба за безопасность в прибыльный бизнес, где экономическая мотивация может превалировать над профилактическими целями.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: В 2023 году в России увеличится количество камер фиксирующих нарушения ПДД.