Секретные советские плавающие грузовики Урал: история несостоявшихся амфибий

Автомобили-амфибии обычно ассоциируются со специфичными транспортными средствами, напоминающими скорее лодки на колёсах. Однако в СССР существовали совершенно секретные разработки — плавающие грузовики, которые внешне почти не отличались от обычных сухопутных машин. Эти проекты остались малоизвестными, но представляют большой интерес для истории автомобилестроения.

Военный заказ на невидимые амфибии

После запуска в серийное производство грузовика Урал-375 у советских военных возникла идея создать плавающую версию, которая бы не привлекала внимания. В 1969 году Министерство обороны инициировало разработку целого семейства грузовых амфибий грузоподъёмностью от 4 до 7 тонн. Задание получил Уральский автомобильный завод, который уже имел опыт создания перспективных трёхосных (Урал-379) и четырёхосных (Урал-395) машин. Эти прототипы отличались современной бескапотной кабиной и высокой степенью унификации с базовой моделью Урал-375 по компонентам шасси и трансмиссии. Урал-379 оснащался экспериментальным 8-цилиндровым дизелем Урал-2Э640 мощностью 200 л.с., а более тяжёлый Урал-395 — 10-цилиндровым двигателем ЯМЗ-741 мощностью 260 л.с.

Превращение грузовиков в амфибии

Именно эти две модели стали основой для создания плавающих версий.

Обратите внимание: Знакомый автомеханик рассказал о 5 самых ненадежных авто. Никогда не покупайте!.

Конструкторы пошли по пути минимальных, но эффективных доработок. Чтобы обеспечить машинам плавучесть, вместо стандартных кузовов установили герметичные стальные короба с высокими бортами. Кабины также подверглись серьёзной герметизации: все технологические швы и днище были обработаны специальными составами, включая монтажную пену. Движение на воде обеспечивали два трёхлопастных гребных винта, размещённых в кормовой части. Внешне модифицированные амфибии Урал-375П и Урал-395П (индекс «П» означал «плавающий») практически не выдавали своего двойного назначения. Лишь при внимательном осмотре можно было заметить гребные винты.

Испытания и дальнейшая судьба проекта

В 1972 году опытные образцы прошли комплексные испытания, которые, к сожалению, завершились неудачно. В представленном виде плавающие грузовики не удовлетворили требованиям военных и в серийное производство не пошли. Однако идея не была забыта. Уже в 1978 году конструкторы вернулись к теме, начав работу над новым проектом под кодовым названием Урал-4322П «Земля». История этой разработки, которая также осталась в статусе экспериментальной, заслуживает отдельного рассказа.

Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ?, а также подпишитесь на мой телеграм-канал. Это тоже очень интересно!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобили амфибии всем хорошо знакомы.