Атмосферник или турбомотор: что надежнее на самом деле?

Среди автомобилистов не утихают споры о том, какой двигатель лучше: классический атмосферный или современный турбированный. Сторонники первых утверждают, что они надежнее, работают плавнее и лишены таких проблем, как «турболаг». Приверженцы турбодвигателей парируют, что наддувные моторы экономичнее, динамичнее и способны без проблем отходить сотни тысяч километров, например, в такси. Где же правда? Давайте разбираться.

Популярные представители на рынке

На вторичном рынке без труда можно встретить турбированные 4-цилиндровые двигатели. Особенно распространены агрегаты концерна Volkswagen Group (VAG), которые устанавливались на Audi, Skoda, SEAT и Volkswagen. Яркий пример — бензиновые моторы TSI объемом 1.4 литра мощностью 122 или 150 л.с. Они использовались не только в компактных моделях вроде VW Golf или Skoda Octavia, но и в более крупных кроссоверах, таких как Tiguan и Kodiaq.

Основными конкурентами немцев на российском рынке долгое время были корейские бренды Hyundai и Kia. Их стратегия была иной: ставка делалась на атмосферные двигатели. Отсутствие турбокомпрессора упрощало конструкцию и, как считалось, повышало надежность. Широкое распространение получили моторы семейств Theta II и Nu, которые ставились на модели Tucson, Sonata, Sportage, Creta и многие другие. Однако мнение, что в таком моторе «ломаться нечему», — опасное заблуждение.

Хлипкие конструкции: миф о неубиваемости атмосферников

Как ни парадоксально, современные атмосферные двигатели ломаются не реже своих турбированных собратьев. Чтобы соответствовать жестким экологическим нормам без использования турбины, инженерам приходится усложнять другие системы. В результате двигатели оснащаются капризными системами газораспределения и сложным впрыском топлива. В погоне за экономичностью детали (поршни, шатуны) становятся легче и тоньше, что неизбежно сказывается на ресурсе.

Еще одна проблема — конструкция блока цилиндров. Зачастую гильзы не подлежат расточке, и при появлении задиров требуется их дорогостоящая замена. Особенно критично это проявляется в холодное время года: если двигатель не прогреть, поршень под нагрузкой может поцарапать стенку цилиндра из-за недостаточного теплового зазора.

Обманчивые характеристики: мощность против момента

На бумаге 2-литровый атмосферный двигатель часто выглядит мощнее 1.4-литрового турбомотора.

Обратите внимание: Какие подержанные автомобили лучше покупать рейтинг надёжности. Авто обзор. Вторичка..

Однако чтобы реализовать эту мощность, мотор нужно раскручивать до высоких оборотов, что ведет к огромному расходу топлива. В реальных условиях, при оборотах 2500–3000 в минуту, атмосферник не выдает максимальной тяги и проигрывает в динамике турбированному конкуренту.

Ключевой параметр для повседневной езды — не мощность, а крутящий момент. Именно он определяет, насколько резво автомобиль реагирует на педаль газа. Немецкий 1.4 TSI развивает свой максимальный крутящий момент (около 200 Нм) уже при 1750–2000 об/мин. Атмосферному же двигателю для этого нужно раскрутиться до 3000–4000 об/мин. Поэтому в городском потоке и при обгонах машина с турбомотором ощущается гораздо бодрее и отзывчивее.

Надежность: у каждого свои слабые места

Турбина, безусловно, является дополнительным элементом, который может выйти из строя. При агрессивной езде могут прогорать кольца, а при спокойной — закисать приводная геометрия. Турбокомпрессор можно снять, отремонтировать или заменить. В самих турбодвигателях из-за сложных систем впрыска иногда образуется нагар на клапанах и забиваются форсунки, но с базовым износом деталей обычно проблем нет.

Подводя итог, можно сказать, что у обоих типов двигателей хватает как достоинств, так и недостатков. Времена, когда атмосферные моторы могли пройти миллион километров, в массовом сегменте прошли. Современный 2-литровый атмосферник зачастую оказывается таким же «расходником» с ограниченным ресурсом, как и его турбированный аналог. Ожидать от любого из них беспробежной жизни за пределами 300 000 км не стоит. Выбор должен основываться на ваших приоритетах: если важна динамика и экономичность на средних оборотах — ваш выбор турбо. Если психологически спокойнее без дополнительного сложного узла под капотом — можно рассмотреть атмосферный вариант, но без иллюзий о его абсолютной надежности.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Все о надежности силовых агрегатов.