В Советском Союзе создание масштабных и опережающих время проектов было обычной практикой. Одним из таких впечатляющих достижений стал супервездеход ЗИЛ-167Э — машина, чей футуристический облик напоминает транспорт из фильмов-катастроф, но которая была создана для решения сугубо практических задач в экстремальных условиях.
Предпосылки создания: вызов бездорожью
Главным стимулом для разработки подобной техники стала острая необходимость в преодолении бездорожья. Огромные территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, лишенные какой-либо дорожной инфраструктуры, с их непроходимой грязью, снежными пустошами и вечной мерзлотой, требовали принципиально нового транспортного решения.
Заказ на создание вездехода поступил в 1961 году в Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода ЗИЛ, которым руководил выдающийся инженер Виталий Грачев. Интересно, что ведущим конструктором проекта была назначена А. Д. Андреева, что в те годы являлось ярким примером breaking gender stereotypes в технической сфере.
Из-за высокой загрузки бюро другими проектами к практической реализации приступили лишь год спустя. Удивительно, но первый опытный образец был собран в рекордные сроки — всего за два месяца. Для ускорения процесса конструкторы широко использовали агрегаты от серийных машин, в частности, от грузовика ЗИЛ-135Л.
Конструкция инновационного гиганта
Основой для ЗИЛ-167Э послужило шасси «старшего брата» — ЗИЛ-135Л. Конструкторы позаимствовали кабину, двигатель и элементы ходовой части, значительно усилив раму дополнительными элементами. Для обеспечения большого запаса хода на безлюдных просторах машину оснастили двумя топливными баками общей емкостью 900 литров.
Габариты вездехода поражали: длина около 9.5 метров, ширина 3.1 метра и высота более 3 метров. При этом он обладал грузоподъемностью в 5 тонн, что позволяло перевозить крупногабаритные грузы в условиях полного бездорожья. Проходимость машины была феноменальной — она могла с легкостью преодолевать препятствия, которые были бы непреодолимы для обычных внедорожников.
Одной из ключевых инноваций стали колеса. Для них был выбран крупный размер 12.00-28.00, оптимальный для движения по снегу. Однако стандартные диски оказались слишком тяжелыми.
Обратите внимание: Самые интересные проекты Zagato.
Решением стала разработка облегченных ободов из стеклопластика — прорывная технология, которая впоследствии активно применялась в других проектах СКБ.Массивные колесные передачи придавали машине мощный, «звериный» вид. Нижняя часть корпуса была защищена алюминиевыми листами, предохранявшими узлы от снега и грязи. На кабине красовалось изображение лося, которое позже стало неофициальным логотипом СКБ ЗИЛ, дав машине народное прозвище «Лось».
Несмотря на размеры, вес машины составлял «всего» 12 тонн, что стало возможным благодаря широкому применению стеклопластика в конструкции кабины и кузова. Для жизнеобеспечения экипажа в суровых условиях использовались печи-каменки и дровяная «буржуйка». Яркая оранжевая окраска делала вездеход хорошо заметным на фоне снежных ландшафтов. Обязательным атрибутом для спасательных операций стала мощная лебедка с тяговым усилием в 7 тонн.
Испытания и легендарная служба
Единственный построенный экземпляр сразу отправили на суровые испытания. Его обкатывали в Пермской области, а летом 1962 года тестировали на песчаных грунтах и болотах в подмосковном Чулково. Вездеход блестяще подтвердил свои характеристики, с легкостью преодолевая крутые подъемы и глубокую грязь.
В 1963 году «Лось» выполнил важное задание, доставив из Сердобска в Москву комплектующие для запуска производства нового грузовика ЗИЛ-130. А в 1965 году машину отправили на строительство газопровода Шаим-Тюмень, где она использовалась для расчистки заносов и уборки снега.
Именно тогда вокруг советского вездехода родилась любопытная легенда. По слухам, американские спутники-шпионы засекли необычную машину, и ЦРУ представило ее президенту США как секретное советское средство для прорыва через Северный полюс. Эта история, хоть и выглядит апокрифической, прекрасно отражает неординарный и даже пугающий облик ЗИЛ-167Э.
К сожалению, проект так и остался экспериментальным, о чем говорит литера «Э» в индексе модели. В серийное производство супервездеход не пошел — приоритет был отдан гусеничной технике, такой как БТ-Т. Единственный «Колесный лось» сегодня стал музейным экспонатом, храня память об эпохе смелых инженерных решений и амбициозных проектов, которые определяли технологический вектор целой страны.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Амбициозные проекты в СССР – обыкновенное дело.

