Почему цены на бензин в России будут расти: анализ рынка и прогноз на 2023 год

Июнь 2023 года ознаменовался первым с начала 2021 года ощутимым ростом цен на бензин, зафиксированным Росстатом. В этой статье мы разберем текущую ситуацию на топливном рынке и объясним, почему это повышение — лишь начало, а также попробуем спрогнозировать дальнейшую динамику.

Миф о сверхприбылях нефтепереработки

Принято считать, что нефтеперерабатывающий бизнес невероятно прибылен. Однако реальность сложнее. Если проанализировать динамику, то окажется, что рост цен на бензин в последние годы в основном лишь немного опережал общую инфляцию. Единственным исключением стал 2018 год, когда цены выросли почти на 4 рубля за литр. Но парадокс в том, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не получили от этого дополнительной прибыли. Рост мировых цен на нефть в рублевом выражении привел к пропорциональному увеличению налоговых платежей в бюджет, а повышение акцизов добавило еще около рубля к затратам. В итоге, доход с каждого литра даже сократился.

Если из средней цены бензина АИ-92 вычесть себестоимость добычи нефти и все налоги (НДПИ, НДД, налог на прибыль, НДС), а затем скорректировать остаток на инфляцию, становится очевидно: тенденция к снижению маржи для НПЗ и автозаправочных станций (АЗС) наблюдается с 2014-2015 годов, а события 2018 года лишь ярко ее проявили.

Структура российского нефтяного рынка

Россия добывает около 570 млн тонн нефти в год. Примерно 45% идет на экспорт, а 55% остается для переработки внутри страны. Рынок характеризуется высокой концентрацией:

  • «Роснефть» — ключевой игрок с долей добычи более 40%.
  • За ней следуют «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» с долями от 15% до 10%.
  • Прочие компании, крупнейшая из которых — «Татнефть» (около 5%).

На рынке нефтепереработки также царит олигополия: треть мощностей принадлежит «Роснефти», еще треть — «Лукойлу» и «Газпрому». Независимые НПЗ, не входящие в крупные холдинги, контролируют лишь около 18% рынка.

Вопреки расхожему мнению, внутренний рынок полностью обеспечен топливом: производство бензина покрывает потребности на 110%, дизеля — более чем на 200%. Строить новые мощности исключительно под экспорт всегда было рискованно, что подтвердилось в 2022 году. Однако именно экспортные цены долгое время определяли стоимость топлива внутри России через механизм «экспортного паритета».

Механизм сдерживания цен и его кризис

Бензин в России считается социально значимым товаром. Чтобы сдерживать его рост, власти и нефтяные компании в 2018 году договорились о введении демпферного механизма. Его суть: государство компенсирует нефтяникам часть упущенной выгоды, если экспорт становится выгоднее внутренних продаж. В ответ компании обязались не поднимать цены выше уровня инфляции. Этот механизм, наряду с обратным акцизом, несколько стабилизировал доходность отрасли в 2021-2022 годах.

Однако к концу 2022 года ситуация изменилась. На фоне дефицита федерального бюджета (3,3 трлн рублей) выплаты нефтяникам по демпферу достигли 3,1 трлн, из которых 2,2 трлн — прямые компенсации. Власти решили сократить эту нагрузку: с апреля 2023 года скидка в формуле демпфера уменьшена (эквивалентно потере ~40 копеек с литра для нефтяников), а с сентября планируется сократить выплаты еще на 50%. Общая дополнительная нагрузка на отрасль составит около 30 млрд рублей в месяц, или более 1 рубля с каждого проданного литра бензина. Официальная причина — после прекращения поставок в ЕС механизм потерял первоначальный смысл, а экспортные возможности для топлива ограничены.

Обратите внимание: Нашел авто, которое не ломается, мало ест бензина, копеечный налог и сама стоит дешево, Toyota Prius 2012 г.в..

Текущая ситуация и давление на цены

Несмотря на профицит производства, на оптовом рынке царит ажиотаж. Контрактные цены на Санкт-Петербургской товарной бирже с начала года выросли на 60%, обновив исторические максимумы. Маржа АЗС (разница между оптовой и розничной ценой без учета издержек) сейчас составляет около 5 рублей за литр, что значительно ниже средней за 2012-2021 годы (7 рублей/литр), ставя под вопрос рентабельность независимых заправок.

Власти пытаются реагировать: Минэнерго угрожает ограничить экспорт, а ФАС требует увеличить объемы продаж через биржу для мелких игроков. Пока официальный тон спокоен — на это влияет сезонное снижение экспорта и завершение ремонтов на НПЗ.

Прогноз: на сколько могут подорожать бензин и дизель?

Соберем все факторы, которые будут давить на цены во втором полугодии 2023 года:

  • Налоговая нагрузка: Потеря 40 копеек из-за изменения акциза и около 1,5 рублей из-за сокращения демпферных выплат.
  • Себестоимость: Исторически растет на 15-20% быстрее инфляции. К концу года это может добавить еще ~1 рубль.
  • Маржа АЗС: Для возврата к нормальной рентабельности с учетом роста затрат (в том числе на импортные комплектующие) потребуется поднять розничную цену примерно на 2 рубля за литр.

Таким образом, в оптимистичном сценарии (компенсация только потерь для сохранения прошлогодней прибыли) суммарный рост может составить около 4,5 рублей за литр (учитывая уже произошедшее подорожание).

Однако есть и негативный сценарий. Согласно договоренностям, нефтяники имеют право поднимать цены в рамках инфляции. Совокупная инфляция за 2022-2023 годы ожидается на уровне 20%, что дает «моральное право» на повышение до 8-9,5 рублей по сравнению с концом 2021 года.

Наиболее вероятный прогноз — рост цен в диапазоне от 4,5 до 8 рублей за литр к концу 2023 года. При годовом объеме рынка автомобильного топлива около 70 млрд литров это увеличит ежемесячные расходы россиян на 25-50 млрд рублей. Кроме того, около 10% от этой суммы (2,5-5 млрд рублей в месяц) ляжет на рост стоимости грузоперевозок, что в конечном итоге отразится на цене практически любого товара.

Итог неутешителен: рост цен на топливо в 2023 году выглядит неизбежным. Стоит ли заранее заправлять полный бак и канистры — решать вам, но тенденция указывает на существенное подорожание.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Прогноз цен на бензин.