История автомобилестроения полна не только серийных моделей, но и уникальных творений, рожденных фантазией эксцентричных заказчиков. Одним из самых необычных примеров является автомобиль в форме лебедя, созданный не для свадебных кортежей, а для повседневных поездок по требованию своего владельца.

Необычный заказ из колониальной Индии
В 1910 году шотландский бизнесмен Роберт Николл Мэтьюсон, проживавший тогда в Калькутте, обратился к английской фирме JW Brooke & Company с фантастическим пожеланием. Несмотря на то, что сегодня это имя мало кому известно, в начале XX века компания была известным производителем, начинавшим с моторных лодок и прославившимся, среди прочего, ранней разработкой шестицилиндрового двигателя.

Заказ был предельно конкретным: построить автомобиль, повторяющий форму лебедя. Мотивы Мэтьюсона до сих пор остаются загадкой для историков. Одна из правдоподобных версий связывает эту идею с его проживанием неподалеку от зоопарка Калькутты, который славился огромной коллекцией птиц, включая лебедей. Возможно, бизнесмен просто хотел прославиться, создав нечто, что гарантированно привлечет всеобщее внимание в эпоху, когда автомобили сами по себе были диковинкой.

Ручная работа и инженерные решения
Мастера компании блестяще справились с задачей. Кузов будущего Brooke 25/30HP Swan Car вручную вырезали из дерева, а для имитации оперения использовали гипс. Итоговая масса конструкции достигла трех тонн. Внутри это был полноценный лимузин: глухая перегородка отделяла водителя от пассажирского салона. Для связи между отсеками использовалась система внутреннего «телеграфа» с набором команд: «домой», «быстрее», «стоп» и другие.

Но самой удивительной особенностью стала музыкальная система. В салоне был установлен орган, работавший за счет рециркуляции выхлопных газов двигателя. Сложная система труб направляла газы, позволяя Мэтьюсону играть на этом необычном инструменте, оглашая округу громкой музыкой. Для жаркого индийского климата инженеры предусмотрели и систему охлаждения: двойная крыша с воздушной прослойкой выполняла роль прообраза кондиционера, защищая салон от перегрева.

Единственный выезд и дальнейшая судьба
Однако публичная карьера автомобиля-лебедя оказалась мимолетной. Его первый и единственный выезд на улицы Калькутты в апреле 1910 года вызвал настоящий хаос. Как позже писала местная газета, вид необычного экипажа привел в ужас не только людей, но и животных: «Женщины кричали. Экипажи съехали с дороги. Водяные буйволы, волы, козы, ослы, слоны, верблюды и местные жители, бросив на него один взгляд, разбежались во все стороны». Полиция оперативно запретила передвижение этого транспортного средства по общественным дорогам.

Вскоре разочарованный Мэтьюсон, потративший на машину около 15 000 фунтов стерлингов, продал лебедя махарадже Хире Сингху Набхе из Пенджаба. Тот был так впечатлен, что заказал в Англии уменьшенную копию, известную как Baby Swan. Оба автомобиля долгие десятилетия хранились в коллекции махараджи, пока в 1990-х годах их не приобрел голландский коллекционер Эверт Луман.

К тому времени машины находились в плачевном состоянии: двигатели не работали, деревянные кузова были повреждены термитами и грызунами. После тщательной реставрации уникальные автомобили заняли почетное место в Автомобильном музее Лумана в Гааге. Сегодня они являются желанными экспонатами на мировых ретро-выставках, таких как парижский Rétromobile, напоминая об эпохе, когда границы автомобильного дизайна определялись лишь фантазией заказчика.

Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.
[мин] Интересное
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Странные машины: что вы знаете об автомобиле-лебеде.


