Американский турбонаддув 80-х: забытые эксперименты Детройта

В первой части нашего рассказа об эпохе турбонаддува мы исследовали европейские автомобили. Теперь же перенесемся через океан, в США, где нас ждет не менее увлекательная история. Существует стереотип, что американцы всегда предпочитали огромные атмосферные моторы и не интересовались компактными турбированными двигателями. Однако это далеко от истины. На протяжении 1980-х годов "Большая детройтская тройка" создала множество необычных и порой революционных моделей, ломающих привычные представления.

Если в прошлый раз речь шла о европейском турбонаддуве, то сейчас настало время американского. Почему бы не начать с Chrysler, который много сделал для популяризации турбин? Дело в том, что пионером в этой области была General Motors, еще в 1960-х годах представившая первые серийные автомобили с наддувом. Речь идет о двух моделях: Oldsmobile Jetfire (специальная версия F85 Cutlass) и заднемоторном Chevrolet Corvair Monza Spyder Turbo.

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire

Новая технология принудительного нагнетания воздуха стала настоящим откровением. Например, 3.5-литровый V8 на Oldsmobile Jetfire развивал солидные по тем временам 218 л.с., а крутящий момент вырос на 30% (до 407 Нм). Разгон до 60 миль в час (около 97 км/ч) сократился на целых десять секунд по сравнению с самой мощной атмосферной версией. Для борьбы с детонацией инженеры применили систему впрыска смеси воды и метанола, которая охлаждала впускной коллектор. Однако владельцы часто забывали пополнять бачок с этой смесью, что приводило к автоматическому переходу двигателя в аварийный режим с пониженной мощностью.

Pontiac Firebird Trans Am Turbo

Модель Jetfire продержалась на конвейере всего два года. Следующим серийным турбоавтомобилем GM стал Pontiac Firebird Turbo Trans Am 1980-1981 модельных годов. Не стоит думать, что о наддуве в Детройте забыли на два десятилетия. Еще в 1974 году инженер корпоративного научно-исследовательского центра Джим Лайонс разработал турбо-систему для V8. "Pontiac опасался, что им придется использовать двигатель Chevrolet в Trans Am. Я взял наш экспериментальный автомобиль и прокатил руководство. Они даже не позволили мне отвезти машину обратно во Флинт. Просто вручили ключи от сервисного цеха, а потом меня "прикомандировали" помогать с разработкой", — вспоминал он в интервью журналу Car and Driver.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

Под капот Turbo Trans Am поместили 4.9-литровый V8 (301 куб. дюйм) с турбокомпрессором Garrett AiResearch TBO305, работавшим с давлением 0.6 бар. По современным меркам его характеристики выглядят скромно для такого объема — 208 л.с. и 420 Нм крутящего момента. Однако не стоит забывать, что это была эпоха "энергетического кризиса", когда даже большие американские V8 растеряли свою мощь. В контексте того времени этот нетипичный маслкар выглядел вполне достойно.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

В ходе тестов автомобиль разгонялся до 60 миль в час за 8.2 секунды, а четверть мили преодолевал за 16.7 секунды. Для сравнения, грозный Trans Am 1979 года с 6.6-литровым (400 куб. дюймов) V8 показывал результаты в 6.7 и 15.3 секунды соответственно. Еще одной проблемой стала невысокая надежность турбодвигателя.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

Один из пользователей форума firebirdnation.com отмечал: "Вам повезло найти Turbo TA 1980 года в хорошем состоянии — обычно надежность двигателя 301T не идет ни в какое сравнение с атмосферными агрегатами объемом 350, 389, 400, 428 или 455 кубических дюймов. Оригинальные турбомоторы часто выходили из строя при активной эксплуатации. Их обычно заменяли на более крупные атмосферные двигатели Pontiac V8 или, что еще хуже, на Chevy Small Block. Если вы хотите больше мощности и планируете ездить на машине часто, лучше сохранить оригинальный 301T, но заменить его на традиционный двигатель Pontiac. Это не обесценит автомобиль, но сделает его гораздо надежнее".

Pontiac Firebird Trans Am Turbo

Турбо-возвращение: Trans Am 1989 года

В 1989 году, к 20-летию модели Trans Am, Pontiac представил еще одну турбо-версию, ставшую топовым вариантом для пони-кара Firebird третьего поколения. На этот раз инженеры попытались совместить футуристичный стиль кузова с передовыми технологиями. Под капотом разместился 3.8-литровый V6 от Buick, оснащенный турбокомпрессором, интеркулером и модифицированными головками блока цилиндров.

Pontiac Firebird Trans Am Turbo

Американские эксперты полагают, что официальные заявленные характеристики (253 л.с. и 461 Нм) были намеренно занижены. По их оценкам, реальная мощность составляла около 300 л.с. Об этом косвенно свидетельствуют впечатляющие динамические показатели: разгон до 60 миль в час за 4.6 секунды и прохождение четверти мили за 13.4 секунды. Для реализации возросшего потенциала автомобиль получил передние тормозные диски диаметром 11.9 дюймов с двухпоршневыми суппортами. К сожалению, ощущения от педали тормоза и баланс между передним и задним контурами оставляли желать лучшего. Turbo Trans Am отлично вел себя на ровном асфальте, но с трудом справлялся с неровностями, что было связано с неидеальной настройкой пружин и амортизаторов.

Pontiac Firebird Trans Am Turbo

"Если вы думаете, что Turbo Trans Am имеет больше общего с GTO 1965 года, чем с современным спортивным автомобилем, вы правы. Его замечательное ускорение и потрясающая управляемость обусловлены мощным двигателем и цепкими шинами, а не изысканностью и передовыми технологиями. 20-летний Trans Am — это традиционный маслкар. Внутри — смесь современного и старого. Сочетание большого кузова и тесного салона возвращает нас к неэффективному прошлому. В то же время приборная панель, сиденья и отличная посадка водителя кажутся вполне современными", — подводил итог журнал Car and Driver. Сегодня, впрочем, мало кто беспокоится об изяществе вождения. Главное, что этот маслкар стал коллекционной редкостью — всего было выпущено 1555 экземпляров.

Buick GNX

Впрочем, Turbo Trans Am был не единственным и не самым известным носителем турбированного двигателя Buick V6. Настоящей легендой стал Buick GNX.

Pontiac Grand Prix Turbo

Как видно, General Motors активно экспериментировала с наддувом, сочетая его с классической архитектурой ДВС. То же самое произошло и с переднеприводным Pontiac Grand Prix шестого поколения, хотя в этом случае сам концерн не имел к этому прямого отношения. Ограниченную серию турбо-купе подготовили ателье McLaren и ASC (American Specialty Cars).

Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.

Доработки коснулись 3.1-литрового V6, который получил турбокомпрессор (мощность выросла со 142 до 208 л.с.), более жесткую подвеску и агрессивный внешний облик. Разгон до 60 миль в час занимал около семи секунд.

Callaway Corvette: тюнинг, опередивший время

В начале 1980-х Chevrolet экспериментировал с Corvette с двойным турбонаддувом, но серийным такой автомобиль так и не стал. То, что не удалось GM, блестяще реализовали тюнеры из Callaway Cars. Можно предположить, что инженеры Chevy кусали локти, наблюдая за успехом команды Ривза Каллауэя. Еще в 1970-х годах, при участии подрядчика Drake Engineering, ателье запустило программу Callaway Turbo Systems для различных марок, а к 1987 году, когда появился первый Corvette с двумя турбокомпрессорами, они уже были настоящими экспертами в этой области.

Chevrolet Corvette Callaway Twin Turbo Z01

Мелкосерийное производство на базе спорткара четвертого поколения было организовано через дилерскую сеть Chevrolet как опция RPO (Regular Production Option) B2K. Заказчик, выбравший эту опцию, получал доработанный 5.7-литровый V8 (мощностью от 350 до 408 л.с. в зависимости от года выпуска) с кованым коленвалом, специальными поршнями, шатунами и впускными клапанами, усиленными клапанными пружинами, а главное — с двумя турбинами Rotomaster T04 и парой интеркулеров.

Chevrolet Corvette Callaway Twin Turbo Z01

"На скорости 120 км/ч переключитесь с шестой на пятую передачу и вдавите педаль газа в пол. Двойные турбины воют, сиденье вдавливает вас в спинку, и Callaway устремляется вперед, как на американских горках. Прежде чем вы это осознаете, вы уже мчитесь за отметку 200 км/ч, и этот зверь не показывает никаких признаков замедления. Он разрывает воздух и несется так быстро, что вам приходится щуриться, чтобы разглядеть мир перед собой. Вы пытаетесь сказать себе, что этого не может быть. Но это так", — писали в Car and Driver о 387-сильном Chevrolet 1989 года, который разгонялся с нуля до 60 миль в час за 4.4 секунды.

Callaway Sledgehammer

Впрочем, это был не предел. История знает Callaway Sledgehammer Corvette — настоящего монстра мощностью 911 л.с. и с крутящим моментом 1047 Нм. Максимальная скорость "Кувалды" (так переводится Sledgehammer) составила рекордные для дорожного автомобиля тех лет 410 км/ч.

Ford: европейский подход и маркетинговые провалы

Одну из ключевых ролей в турбо-истории Ford той эпохи сыграл Mustang SVO 1984-1986 годов от подразделения Special Vehicle Operations. По сути, это прадедушка современных фастбеков и кабриолетов с 2.3-литровым EcoBoost.

Ford Mustang SVO

Turbo Mustang задумывался как вызов престижным и быстрым европейским спортивным автомобилям. Задача была благородной, но крайне сложной, особенно учитывая, что на момент создания SVO платформе Mustang третьего поколения было уже шесть лет. Инженерам подразделения пришлось буквально переродить пони-кар. Главной особенностью стал 2.3-литровый турбированный двигатель (от 177 до 208 л.с. в зависимости от года), который сочетался исключительно с пятиступенчатой механической коробкой передач. Но уникальность SVO была не только в силовом агрегате. Команда стремилась создать сбалансированный и изысканный автомобиль.

Ford Mustang SVO

Подразделение Special Vehicle Operations подошло к делу со всей серьезностью. Автомобиль получил регулируемые амортизаторы Koni, усиленные поперечные балки, рулевой механизм с уменьшенным передаточным числом, самоблокирующийся дифференциал и 16-дюймовые колеса с шинами Goodyear 225/50VR-16. Внешние изменения включали новую переднюю оптику, капот с воздухозаборником и двойной спойлер на крышке багажника.

Ford Mustang SVO

"Для меня его особая сила — в необычном сочетании отличной управляемости, динамики и комфорта. В этом автомобиле по-прежнему приятно находиться, он удобен и не раздражает", — так охарактеризовал Mustang SVO президент Ford Дональд Петерсен, известный под прозвищем "Улыбающаяся Кобра" за свою службу в морской пехоте.

Дональд "Улыбающаяся кобра" Петерсен

Тот же турбированный двигатель от Mustang SVO устанавливался на комфортабельное двухдверное купе Thunderbird девятого поколения и его более премиального собрата Mercury Cougar. Был и другой примечательный, ныне полузабытый турбоавтомобиль — Merkur XR4Ti. Обычный Ford Sierra для рынка США? Не совсем.

История Merkur: благие намерения и маркетинговая катастрофа

Ford Sierra появилась в период, когда Ford of Europe возглавлял известный топ-менеджер и опытный автомобильный специалист Боб Лутц. Позже он перебрался в США и наводил порядок в Chrysler и General Motors. Именно при нем родились такие культовые автомобили, как Dodge Viper. Но вернемся к Sierra. На европейских рынках она продавалась с рядными четырьмя цилиндрами и V6 объемом 2.8-2.9 литра. В ЮАР — с 4.9-литровым V8. Лутц же решил привезти в США изысканный и харизматичный автомобиль с оттенком гран-туризмо.

Mercury XR4Ti

Идея казалась здравой, но ее погубило название. В светлой голове того же Дональда Петерсена родилась мысль, что доработанный хэтчбек должен продаваться под отдельным брендом Merkur, а буква "T" в индексе подчеркивала наличие турбонаддува. Понятно, что американское подразделение Ford не могло использовать имя Sierra — оно было закреплено за пикапами GMC. Но выбранная альтернатива оказалась слишком экзотичной.

Сотрудники дилерской сети Lincoln-Mercury, где продавался XR4Ti, отнеслись к новинке прохладно. Типичные покупатели премиальных брендов не ожидали увидеть серийный европейский Ford со спортивной внешностью, чуждой их вкусам. У американцев также возникали проблемы с произношением слова "Merkur".

Mercury Scorpio

Отраслевая пресса высоко оценивала дизайн, динамику, удобные сиденья и хорошие ходовые качества. Однако недостатки тоже были. "XR4Ti был захватывающим, но противоречивым. Он выглядел как гонщик, но рабочий диапазон турбочетверки был узок, боковая поддержка сидений недостаточной, а сочетание передних дисковых и задних барабанных тормозов не внушало доверия. Покупатели, желавшие автоматическую коробку, были вынуждены довольствоваться трехступенчатым "автоматом" и на 25 л.с. меньшей мощностью. Комфортная подвеска и хорошая курсовая устойчивость позволяли быстро передвигаться по шоссе. Но XR4Ti вряд ли можно было назвать утонченным, и круиз-контроль изначально не предлагался. В остальном хорошо оснащенный, с продуманной эргономикой автомобиль, его претензии на роскошь подрывались грубой работой двигателя и периодическими напоминаниями о том, что перед вами обычная Sierra", — критиковал эксклюзивный материал сайта Autoweek, посвященный хэтчбеку.

Mercury Scorpio, Mercury XR4Ti

Результат оказался печальным. Бренд Merkur стал жертвой завышенных ожиданий и полностью провалился на рынке. За пять модельных лет было продано всего 42 464 экземпляра — для сравнения, продажи BMW 3-й серии в тот период были в разы выше.

Завершая разговор о Ford, стоит вспомнить трехдверный лифтбек Probe, выпущенный в 1988 году. Хотя это продукт бренда, в его основе лежала платформа Mazda GD от спорткара MX-6 и седана 626. 2.2-литровый турбированный двигатель (147 л.с.) на версии Probe GT также был разработкой инженеров из Хиросимы.

Источник: https://motor.ru/stories/turbocharged-usa-80s.htm

ТехнологииМоторНовостиАвтоРетрокарТюнингТранспортЗапчастиИстория (наука)FordChevroletBuickPontiacСтарые мобильные изобретенияАвтоводительДлинный пост 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Турбонаддув в Америке восьмидесятых. Pontiac, который почти смог, Mustang-отступник, хот-хэтч Shelby и прочие необычные модели. Часть 1.