Рост цен и кредитов на авторынке: почему катастрофы не предвидится

Центральный банк России предпринял шаги, чтобы повлиять на стремительный рост цен на автомобили, который давно беспокоил потребителей. Портал «АвтоВзгляд» анализирует, как эти меры отразятся на российских автовладельцах, и без того находящихся в непростой финансовой ситуации. К сожалению, приоритетом реформаторов часто становятся не люди, а макроэкономические показатели: инфляция, курс рубля, стабильность банковской системы. Все это служит оправданием для высоких зарплат экспертов, анализирующих эти процессы.

Утилизационный сбор как инструмент роста цен

После ухода с рынка многих мировых автобрендов оставшиеся компании получили возможность диктовать свои условия. Они начали активно пересматривать ценники, практически не встречая сопротивления со стороны контролирующих органов. В результате цены взлетели до небес, и даже доступные китайские модели теперь редко можно найти дешевле двух миллионов рублей. Ситуацию усугубило повышение утилизационного сбора. Хотя официально это объяснялось борьбой с импортерами и стимулированием локализации, на деле бремя вновь легло на плечи конечного покупателя. Цены на автомобили не просто не снизились — они продолжили расти, прибавляя по 50, 150 и даже 300 тысяч рублей. Это коснулось не только премиальных моделей параллельного импорта, но и относительно массовых машин, таких как Chery Tiggo 4 Pro или Changan CS85. Даже Росстат зафиксировал общий рост цен на 1.7% после индексации утильсбора.

Тяжелая артиллерия Центробанка

Манипуляции с утилизационным сбором привели к тому, что средневзвешенная цена легкового автомобиля, по данным «Автостата», выросла с 2.38 миллиона рублей в конце прошлого года до 3.13 миллиона в августе. Аналитики НАПИ подтверждают эту тревожную динамику: в августе подорожали 127 комплектаций, в сентябре — еще 81, а в октябре — 53. Рост цен на отдельные модели колебался от скромных 0.2% (Geely Tugella Flagship) до значительных 8.4% (BAIC X55 Elite LV4).

Казалось бы, хуже уже некуда, но тяжелая артиллерия в лице Центробанка только вступила в игру. Повышение ключевой ставки с 13% до 15% в попытке остановить ослабление рубля привело к немедленным последствиям для рынка.

Обратите внимание: Лучшие внедорожнике на вторичном авторынке РФ в 2020 году..

В ближайшей перспективе это означает существенное удорожание банковских кредитов, что напрямую ударит по автомобилистам. Во-первых, дорожают заемные средства для самих дилеров, которым нужны оборотные средства, и эти издержки неизбежно перекладываются на ценник. Во-вторых, для частных покупателей ставки по автокредитам могут взлететь до запредельных 23-24% годовых.

Тревожные сигналы от экспертов

Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин бьет тревогу. Он заявляет, что действия ЦБ негативно отразятся на всем рынке. Учитывая, что более 50% новых и 30-40% подержанных автомобилей продаются в кредит, рост ставок может снизить объемы продаж на 15-20%. Это затронет все марки — как иностранные, так и отечественные. Снижение продаж, в свою очередь, ударит по рентабельности автосалонов и сократит налоговые поступления в бюджет. РОАД готовит совместное обращение с деловыми объединениями, включая РСПП и ТПП, чтобы привлечь внимание к проблеме.

Однако, как справедливо отмечает Подщеколдин, те, кто управляет экономикой, могут остаться глухи к этим сигналам. Существует уверенность, что финансовую нагрузку удастся переложить на потребителей, которые, по мнению регуляторов, будут покупать автомобили по любой цене.

Почему катастрофы не будет?

К сожалению, у такого оптимизма есть основания. Статистика продаж новых автомобилей во втором полугодии 2023 года показывает устойчивый рост: 95 654 штуки в июле, 109 731 в августе и 110 358 в сентябре. Эти цифры позволяют сделать математически точный прогноз: несмотря на все тревожные сигналы, полномасштабного обвала авторынка в ближайшее время не предвидится. Российские потребители, судя по всему, вновь готовы затянуть пояса и адаптироваться к новым реалиям, как они делали это уже не раз.

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Катастрофы на авторынке не предвидится.