История создания КамАЗ-5510 и почему серийным стал КамАЗ-5511

История первого камазовского самосвала началась не в Набережных Челнах, а в Москве, на заводе имени Лихачёва. За основу был взят перспективный грузовик ЗИЛ-170. В 1969 году появились два опытных шасси с индексом Э5510, оснащённые ярославским дизельным двигателем. Их дальнейшей разработкой занялся Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), получивший государственное задание подготовить к испытаниям 7-тонный самосвал для сыпучих грузов. Далее — подробнее о сложном пути к серийному производству.

Первый опытный образец, ЗИЛ-ММЗ-Э5510, был создан на базе ЗИЛ-170С. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/9aad7du-960.jpg

Этапы разработки московского самосвала КамАЗ-5510

Мытищинский завод справился с задачей в срок. Первый вариант самосвала получил ковшовый кузов с задней разгрузкой и центральным гидроцилиндром. После заводских испытаний, длившихся до осени 1970 года, одну машину отправили в Минск для изучения опыта МАЗа, а вторая осталась для доработок.

В Мытищах конструкцию пересмотрели: кузов сделали коробчатым, а гидроцилиндр переместили вперёд. Объём платформы составил 5 кубометров. При собственной массе 7,27 тонны машина могла перевозить 7 тонн груза. Управление подъёмом платформы осуществлялось рычагом на полу кабины. Эта модификация получила индекс 2Э5510.

ЗИЛ-ММЗ-2Э5510 с коробчатой платформой стал второй опытной серией. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945

В Минске, где уже был опыт производства самосвалов МАЗ-503, на зиловское шасси установили собственную, более совершенную самосвальную установку. Её главным отличием стало электропневматическое управление с кнопками на приборной панели, что было прогрессивным решением для того времени.

В 1971 году оба самосвала проходили эксплуатационные испытания на стройках и в карьерах. Мытищинская конструкция показала себя не с лучшей стороны, и все дальнейшие работы по доводке были поручены специалистам Минского автомобильного завода.

Кабина будущего КамАЗа выделялась повышенным комфортом и отсутствием неудобного рычага управления платформой на полу. Адрес иллюстрации: https://laifhak.ru/media/tehnikacccp/posmotrim-kak-iz-neseriinogo-gruzovika-zil-170-poluchilsia-kamaz-5320-5f8fefd96dc8f92eda900945

В начале 1971 года ЗИЛ собрал шасси второй серии с индексом КамАЗ-2Э5510, уже с новым ярославским двигателем. Минчане установили на него свою усовершенствованную платформу.

Обратите внимание: Как часто нужно менять воздушный фильтр на автомобиле и почему..

Перед МАЗом также поставили задачу разработать технологию производства самосвальной установки для строящегося завода в Нефтекамске.

К концу года появились шасси третьей партии — КамАЗ-3Э5510. Их испытывали с минскими платформами разных серий, сравнивая с доработанными мытищинскими и минскими образцами.

КамАЗ-3Э5510 с минской платформой третьей опытной серии. Адрес иллюстрации: https://autopedia.fandom.com/ru/wiki/КамАЗ-5510?file=Kamaz_5510_opytnyj_1.jpeg

Осенью 1972 года для межведомственных испытаний построили ещё две машины. Испытательный цикл завершился в 1973 году, и самосвал КамАЗ-5510 был официально принят в производство. До 1975 года ЗИЛ изготовил 54 опытных образца различных модификаций КамАЗ, постоянно их улучшая.

Поворотный момент: почему серийным стал КамАЗ-5511?

Пока в Москве и Минске доводили 7-тонный самосвал, в Набережных Челнах, где вовсю шло строительство Камского автозавода, уже работало Управление главного конструктора (УГК). Изучив документацию по ЗИЛ-170 и будущему КамАЗ-5510, челнинские инженеры пришли к выводу, что создавать семитонник нерационально. В Минске уже выпускали 7-тонный МАЗ, а в Кременчуге — 12-тонный КрАЗ. Возникла идея занять свободную нишу и создать 10-тонный самосвал.

Конструкция КамАЗ-5511 создавалась с оглядкой на зарубежные аналоги, такие как Magirus. Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-18.jpg

Донести эту идею до руководства и министерств оказалось непросто. Только после запуска главного конвейера КамАЗа в 1976 году удалось приступить к срочному проектированию десятитонника. Уже через год пять первых челнинских самосвалов КамАЗ-5511 отправились на ресурсные испытания.

Парадокс ситуации заключался в том, что в это же время на строящийся завод в Нефтекамск со всей страны уже начали поступать оснастка и инструменты для производства «московского» КамАЗ-5510. Большую часть этого оборудования в итоге пришлось списать. Остановить запущенную бюрократическую машину было крайне сложно даже в условиях плановой экономики.

Первые серийные КамАЗ-5511 были собраны в Нефтекамске 15 апреля 1977 года — ровно 45 лет назад, если считать от условной даты публикации исходной статьи.

Нефтекамские КамАЗ-5511 на первомайской демонстрации 1977 года в Уфе. Адрес иллюстрации: https://русская-сила.рф/img.shtml?img=/guide/army/tr/kamaz5511-7.jpg

11 октября 1977 года в Нефтекамске (ныне НефАЗ) был официально запущен конвейер. Первое время самосвалы собирали по обходной технологии: вместо литья использовали сварные конструкции, листовую резину вместо формового литья, а профильные детали гнули из листа. Это повышало себестоимость, но стране срочно нужны были современные самосвалы. На 1978 год был установлен амбициозный план — 15 тысяч машин. Начало производства было трудным, но уже к середине 80-х годов завод вышел на мощность 40 тысяч самосвалов в год.

С этим можно ознакомиться:

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500

Где делают крепёж для российского автопрома. 5 условий и главная причина успеха завода "Автонормаль"

Россия начинает строить карьерные самосвалы. Пока только два, но ведь лиха беда начало

#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики #камаз

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511.